?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


В разработке находятся n интересных (но больших) "зеркальных историй" (tm); поскольку больших, то всё никак сюда не попадающих. А эта история интересная, но довольно компактная, и есть шанс, что вот возьму и допишу.  

Она даже не просто интересная, а просто оглушительно интересная, невозможно интересная - то есть, буквально до вчерашнего дня я даже и предположить не мог, что такое сочетание - Христа и Зеркала - вообще возможно на одной картине!

Конструкты эти уже проходили несколько раз в опасной близи друг от друга - например:  

- Робер Кампин изображает Иоана Крестителя с Агнцем (=символом Христа) на своём Верлском триптихе (Werl Altar);

- Вполне реальный, хотя и маленький Иисус появляется на нескольких картинках, когда он со своей мамой позирует Св. Луке (вот тут можно посмотреть несколько примеров);

- Один раз эта пара появляется возле зеркала и без Луки - на диптихе Ханса Мемлинга;

- Хотя и с некоторой натяжкой, но можно отметить соседство зеркала и иконы с распятием, на одной из алтарных панелей Габриэля Малескирхера.
 
(Возможно, есть смысл отметить, что на всех этих работах - включая и ту, про которую будет разговор сегодня - изображены зеркала конвексные.) Но на ней, на сегодняшней, изображён и сам Иисус Христос! - да ещё и вместе со своей матерью, Святой Марией! 




Для начала - вот вся работа целиком:

 

Эта картина (точнее, дубовая панель) принадлежит кисти относительно малоизвестного художника со странным именем Хуан де Фландес (Juan de Flandes). Вообще-то, правильнее его называть как-нибудь Ян Фламандский, или Ян из Фландрии. 

Про него мало что известно - считается, что он действительно родился где-то на территории современной Бельгии, примерно в 1460-х годах (и тогда это называлось Фландрией), учился ремеслу в Генте или Брюгге, а потом, примерно в конце 15-го века оказался при испанском дворе Изабеллы I (Кастилькой). Первая запись о нём в дворцовых хрониках датируется 1496 годом, в 1498 он получил звание придворного живописца, и за следующие двадцать лет написал несколько портретов и королевы, и вельмож двора, а также довольно большое число работ на религиозные темы. В 1519 году его жена уже проходит в записях как "вдова".

И само появление фламандского художника, и получение им такого высокого статуса - не то, чтобы совсем уж обычное дело, но в принципе вполне объяснимое и понятно для того времени - и территория Фландии тогда находилась под испанским владычеством, и мастера славились своими картинами на всю Европу, то есть, был и смысл, и возможность выбирать лучших.  По времени Ян мог быть примерно "внуком" ван Эйка или того же Кампина, или "сыном", скажем, Петруса Кристуса (у которого он вполне мог учиться); это к тому, что он вполне мог видеть все их "зеркальные работы".

Данная работа обычно относится к "ранне-испанскому периоду", её датируют 1498-1500 годами. Она входила в огромный полиптих, составленный из почти 50 работ, описывающих разные моменты жизни Христа.  Все эти панели были довольно маленькие - 16 х 22 см, это примерно как  школьная тетрадка, а весь этот портативный алтарь-политптих напоминал этакий кляссер с марочками. Постепенно полиптих стал расчленяться, какие-то его части дарились, передаривались, терялись в процессе: на сегодня известно около 20 работ, разбросанных по самым разным музеям мира. Данная работа висит в Metropolitan Museum of Art, в Нью-Йорке:



Наверное, только такие счастливчики, как i_shmaelимеют шанс увидеть все оставшиеся в живых работы. 

Я привожу эту фотографию из музея (не мою) ещё и для того, чтобы показать, что моя версия выше - правильная; в сети сейчас много вариантов всяких постеров, на которых изображение зеркально перевёрнуто.

Но ближе к делу - что изображено на этой работе и чем тут занимаются все эти люди и пророки?

 

Изображено тут то, что в русскоязычной традиции называется Брак в Кане Галилейской (в английской традиции - Wedding at Cana).  

Это очень странный на самом деле эпизод - он очень известен и популярен (и, собственно, чистым популизмом и является), но при всей попсовости является глубоко парадоксальным. Дело было вот как:

"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.  И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его".
 
 То есть, это знаменитое "превращение воды в вино", оно же первое из так называемых "чудес", которые совершил Христос (и которые как бы показали/доказали всем, даже самым фомам-неверующим, его божественную природу). Стоит, правда, отметить, что сцена эта, при всей её супер-важности в христанстве, описана только в одном из евангелий, от Иоана (а некоторые даже полагают, что речь в ней о свадьбе Св.Иоана и идёт; но это обычно канает за ересь).

На картине из всего "винно-водного" антуража есть только кувшины и водонос; есть и трапеза - но довольно скромная, надо сказать, напоминающая, скорее, какой-то ритуал, чем обычно свадебная обжираловка. То ли дело у Веронезе - вот на его Браке в Кане еда - так еда! 

Я оставлю, одако, в стороне все развесистые толкования смысла и значения всех эти событий, это отдельная огромная тема; я не про это.  Я же про зеркала - а зеркало тут совершенно классное!



Это огромное, сантиметров под 50 в диаметре, конвексное зеркало, подвешенное на стене на фоне не менее красивой - накидки? покрывала?  - я даже толком не знаю, что это и как оно может называться (и почему зеркало повесили на крюк, пробитый прямо через покрывало?)  

Хотя это может показаться очевидным (по-крайне мере, регулярным читателям этой серии), но есть смысл отметить, что "в реальности" такого зеркала во времени Христа быть не могло; и если уж сильно докапываться, то это антиисторизм и кощунство. Но с них тогда другой спрос был. Я думаю, что и сейчас многие люди не встрепенутся от фразы типа "И тут Христос включил в розетку тостер, и был у них Поджаренный Хлеб".   

Но к зеркалу - оно тут не просто висит, оно ещё и вовсю работает зеркалом:



В зеркале отражаются не только сами брачующиеся, но и некоторые предметы на столе (кстати, что это за штука такая стоит перед ними?) Заодно очень красиво, игрой отражений и теней, показана и выпуклость зеркала.

Но фиг с ней, с конвексностью - больше всего поражает удивительное композиционное сходство зеркальной, так сказать, линии этой картины с ней же на Свадьбе Помолвке Арнольфини:




Много, очень много вопросов; я не знаю пока ответов, но хоть вопросы надкусаю задам - что это, просто плагиат из ван Эйка? (про работу которого Хуан, будучи Фламандским, мог вполне знать). Или, наоборот, и первый, и второй ( и другие многие) пытались показать какой-то важный элемент/процедуры/артефакт, связанный со свадьбами того времени и места (скорее, Фландрии, чем Испании) - вот такое вот развешивание зеркал?
  
И зеркала ли это, в нашем понимании этого гаджета сейчас? Может, в то время такие "зеркала" были чем-то, более похожее на монстраци, чем на зеркальце для приведения макияжа в порядок?  У меня, конечно, сейчас наблюдается некая вскруженность в голове, и я готов переписывать все истории сразу; хочется, конечно, побольше почитать про всё это дело.

Но уже хочется сказать "спасибо" Хуану нашему, из Фландрии, что оставил такую прекрасную зацепку.  Кстати, некоторые исследователи считают, что мужик на заднем плане за колоннами - это автопортрет и есть. 







ВСЕ ПОСТИНГИ ПРО ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ
 
 
 
 
 
 
Солонка!

А какой же он малоизвестный Juan de Flandes? В Испании прямо из основных!
А не перечница?

Я же и пишу "относительно малоизвестного"; относительно Испании он, может быть, и герой, типа ван Эйка там, пусть и алохтонного. А так-то это далеко-далеко не первое имя в сегодняшних ранжировках.

Я при этом не утверждаю, что он это правильно - у него есть совершенно шедевральные вещи (включая и эту панель). В том музейчике в Антверпене (про которой я всё е допишу) висит его Месть Ирода - сила!

Слушай, так у меня и не получилось к вам выбраться опять, жаль; всякие местные передряги.
У меня он сидит среди первых (может, потому что Прадо - лучший музей старых мастеров).

Были ли тогда перечницы? :-)

Прямо совсем не выберешься? даже на следующей неделе?
А когда "тогда"? Тогда в Кане в 32-м году? Или тогда в Испании (а то и Фландрии) в 1498?

Мы так и не доехали пока до Прадо; да мало ли куда мы не доехали, я в тот же Мюнхен пока не добрался, и в Рим. Вот в этом году получилось в Уфицци попасть.

К вас, боюсь, что нет - и тут куча суеты, и "каникулы" не получаются, да и там у вас, наши полупроекты всё не спекаются, поэтому это даже как бизнес-трип не продать :(

во Фландрии, а не в Кане! :-)

Ну вот :-((
Вот, кстати, будет очень интересная выставка, судя по всему - Gauguin and the Voyage to the Exotic. Даже Нольде твоего подвезут :)

Да, в Мадрид лишний раз съездить не мешает! :-)
Вопрос "что это на столе?", думаю, производный от "Что происходит за столом?", то есть от того, считаем ли мы/художник эту сцену изображением пира/застолья или мистичеим ритуалом бракосочетания, освященным вдобавок присутствием Христа.
Во втором случае - сосуд с маслом, "полная чаша", чуть ли не "чаша Грааля".
А в первом - сосуд... супница, масленка. Есть-пить персонажи вообще из чего собираются?
Ну да, я про то же, просто у вас это лучше получилось выразить!