?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


На самом деле попёрлись мы в Лёвен в этот раз не "просто так", а как бы с целью и задачей. Целью и задачей был осмотр уникальной (по слухам) выставки про некую сенсацию в мире искусства.  Можно сказать, тут прямо на днях "открыли" нового гениального мастера класса, скажем, Массейса или Мабюзе. Типа, несколько веков не знали про него, а потом бац!, и вот вам ещё один фламандский гений.
Такие штучки происходили в 19м веке регулярно, в 20м уже довольно редко, а 21м я и не припомню даже ничего подобного. Например, новую картину Леонардо могут найти; или "100 неизвестных рисунков Караваджо".   Но чтобы вот прямо целого нового мастера...
Если совсем честно, то Jan Rombouts (c. 1480-1535) не был уж совершенно неизвестным художником; какое-то небольшое количество его картин и гравюр было известно специалистам и до этого, и имя это мастера появлялось в некоторых каталогах мелким шрифтом.  При этом существовало довольно большое количество необычных работ из этого места/времени (Лёвен/начало 16 века), которые толком не знали, кому приписать.  На многих из них стояла монограмма IANR, поэтому их хоть и с оговорками, но приписывали другому художнику этого примерно времени, Jan van Rillae;  например, когда я был в M Museum ещё в феврале этого года, то вот этот диптих приписывался именно ему.


Как оказалось, то было неправильная приписка; после какой-то сложно-составной возни (реставрационные работы, "работа с документами", сравнения с подобными работами в других музеях) некая группы учёных от искусства установила, что и эта, и многие другие шедевры были написаны именно Яном Ромбаутcом (Jan Rombauts).

Эта новость совершенно свежая, её не успели даже оформить в какой-нибудь статье на википедии (хотя успели напечатать малотиражную и поэтому, наверное, дико дорогую книжку - Jan Rombouts: The Discovery of an Early Sixteenth-Century Master in Louvain.

А теперь вот и первая выставка - по сути дела, ре-инаугурация, через 500 лет после всех событий. По такому поводу в музей свезли много интересных работ - не только самого Ромбаутcа, но и других мастеров этого времени. Минимальный текст про это событие можно зачитать на сайте музея (на английском), но помимо этого в сети про всё написано очень мало.  

Как водится, за всем этим есть некая  арт-интрига: Ромбаутc представляется не просто как "ещё один (наш, лёвенский, поэтому) хороший художник", а как такой важное (и ранее отсутствовавшее) звено в цепи, призванный связать ранее несвязанное. Что, мол, неправильно понимать всё так, как будто бы все "свежие струи" в искусстве донеслись до нас, северян, из Италии (как считается, например, с маньеризмом), а что на самом деле у нас и свого такого гуталина было завались.  Но про все эти идеологические схватки я мало что могу сказать; планируется какой-то конгресс в следующем году на эту тему, может быть, съезжу, послушаю.

Пока же есть некое количество фотографий - которые получилось сделать совершенно случайно, по недосмотру надсмотрщиков, так сказать.  В самом музее снимать можно, но на временных выставках - нет, а это как раз она. Но я с разгону не заметил указателей, и какое-то время снимал - пока меня не выловили. Жалко, что это случилось как раз перед залом самого Ромбаутcа, так что его-то у меня как раз нет - поэтому, например, дивный бирюзовый дракоша есть только в форме скана с книжки. Но как и обычно -

чем богаты.


(Workshop) Albrecht Bouts - The Meeting of Abraham and Melchizedek (c.1520)





(follower of) Dieric Bouts - Christ in the House of Simon the Pharisee (c.1510)








Jan Willems - The Last Supper (1524)



(Workshop) Albrecht Bouts - Crusifixion (c.1530)










(Workshop) Albrecht Bouts - Flagellation (c.1530)







Albrecht Bouts - Ecce Home and St.Mary Dolorosa (c.1515)






Диптих ниже пока осторожно описывают как "Аноним круга Яна Ромбаутса"; возможно, это тоже
 его рук дело




Усечение главы Иоана Крестителя показано довольно макаберно:












А это Святой Михаил, всё молотит полчища нечести; без щита пошёл, заметим (хотя щиты есть у его соратников).



Ангельское войско получилось умеренно-томное...




а вот черти удались!



















Многие работы по-прежнему в процессе реставрации; сейчас от них остался только общий абрис, весь цвет пропал. Даже не знаю, можно ли его правильно восстановить (и нужно ли это делать).













Диптих слева тоже сейчас приписывают Ромбаутсу (до этого в атрибуции стояло Мастер Этого Диптиха, точнее, триптиха, поэтому для этих двух сюжетов - Усекновения Св. Катерины и Чудес с Хлебами и Рыбами - должен был быть какой-то вменяемый мостик):



Но тут как раз меня подловила охрана, так что до детального фотографирования собственно Ромбаутся дело/тело не дошло:




Поэтому самый чудесный его диптих смотрим пока в виде скана; может, потом повезёт больше - например, когда он снова откочует в основную коллекцию.





Милый дракоша (с абсолютно непонятным для меня смыслом, в контексте-то Св.Марии (?)) заслуженно стал символом, токеном, талисманом, а теперь практически и оберегом - всего Ян-Ромбаутсного:





 
 
 
 
 
 
Никогда не слышал даже.
У нас самые свежие новости из мира искусства!