?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Собственно, вся эта эпически-длинный постинг про Яна Ромбаутса (Jan Rombouts) задумывался только для того, чтобы сделать этот, зеркальный, коротким и to the point.   По(й)нтом его является, разумеется, зеркало - которое я там на одной картине обнаружил.
 
Фотография выше плохого качества, потому что я её делал уже после того, как меня выловили с фотоаппаратом (поэтому она айфоном, и тайком). Подкатом -

пара изображений получше:   




Работу датируют 1515 годом, и описывают как Birth of John the Baptist - Рождение Иоанна Крестителя (?!)  

В качестве доказательства такой версии приводятся два аргумента - над камином (а заодно и алтарём) висит картина усекновения.... кого-то. Кого именно, толком неясно, так почему бы не Иоанна Крестителя? И получается, что это как бы пророчество, он только что рождается, а уже ясно, чем кончит.

Второй намёк - в богато изукрашенной ванночке, в которой вот-вот будут купать младенца - это, конечно, ещё не крещение, но как бы указывает на процедуру, которую будет потом Иоанн проделывать с Христом (и другими тоже, конечно).

Ещё добавляется, что Иоанна тут держит сама Мария; в каких-то версиях Иоанн и Иисус были родственниками, троюродными (?) братьями.  В первоисточниках всё довольно смутно описано, но вроде бы Елизавета, мать Иоана, была двоюродной сестрой Марии; это к ней Мария потом пришла, узнав, что ждёт ребёнка. Таким образом, тут выходит сложная смесь намёков и предзнаменований: Мария, заботящаяся о ребёнке своей сестры, которая потом сама проявит заботу о ребёнке Марии.   


Подобные сцены изображались и раньше - вот, например, страница из знаменитого Турино-Миланского часослова; по мнению некоторых исследователей, миниатюру сцены рождения Иоана написал сам Ян ван Эйк:



Но тут про то, кого именно автор всем этим хотел нам как бы показать (=Иоана Крестителя), говорится не намёком, а "прямым текстом", на той же странице (всю страницу можно посмотреть здесь):



В этой миниатюре, кстати, смешиваются два эпизода, точнее, вплетается ещё один, произошедший позднее, когда Мария, будучи уже беременной, пришла к Елизавете за советом. Тут женщина в синей (характерной для Марии цвет) накидке тоже выглядит довольно большой живот. Смысл и назначение сосуда, который она держит в руке, я на знаю. 

Существует не менее известное изображение этой сцены Рожиром ван дер Вейденом (Rogier van der Weyden), так называемый Алтарь Св. Иоанна Крестителя. Вот его левая панель:




Тут тоже примешана некая новая история, только другая уже - писание Св.Лукой портрета Марии (но зеркала в этот нет - хотя, как справедливо указывает  i_shmael, возможно, я просто плохо его ищу (для порядка - вот весь алтарь).



Но. При всём при том, при взгляде на картину Яна Ромбаутса у меня почему-то возникает подозрение, что нам тут показывают что-то другое:  



Такой же примерно силуэт мы уже видели; только там другой ребёнок рождался - а именно сама Мария. 


 
Cтоит отметить, что Ян де Беер (Jan de Beer) жил и работал в Антверпене - а это через дорогу от Лёвена. Но важнее не географическая близость, а "зеркальная" - на обеих работах есть зеркала (которые, про что я неоднократно уже раззорялся, являлись в те времена маркерами именно Св. Марии):





Крупный план показывает пару интересных вещей - во-первых, становится неочевидно, что это Иоанн (мужчина): рубить голову вполне могут и Св.Катерине - и у того же Ромбаутса мы её уже видели. 



А ещё интересно заметить, что зеркало (с очень богатой рамой) как бы в последний момент дописывали, меняя на ходу его место на стене (это немного смахивает на пост-продукционное дописывание зеркала в диптих Мадонны с Младенцем у Мемлинга).


Кстати, в том же каталоге, откуда я сканировал это "Рождение Иоанна Крестителя" приводится (в другом совершенно месте и по другому поводу) вот какая гравюра Благовещения (неизвестного автора, известного в народе как Master FVB), примерно 1490 года):



 И на ней обнаруживается вот какой объект:



Это может быть и не зеркалом, а просто медальоном - но скорее всего, всё таки зеркало. И тогда это самый близкий аналог Зеркала Арнольфини, который мне попадался до сих пор. Даже по периметру там столько же мини-медальонов, что и у ван Эйка, возможно с теми же сценами страстей. 

Пусть и сумбурная, но ещё одна история для саги про




ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ
 
 
 
 
 
 
Интриги, расследования!

Стройная теория. И рассказываешь захватывающе, как детектив.
Спасибо! Я меньше всего, конечно, воспринимаю всё это как "теорию"; скорее, вялотекущая серия замет, которая может пост-рационализироваться как "расследование"... но таковым не является. Но каждый в ответе за своё восприятие мира.