?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Предыдущий кульбит с беззеркальным Рафаэлем был задуман ещё и для того, чтобы рассказать, как бы "кстати", как раз о Джулио Романо (Giulio Romano, известного также под именем Giulio Pippi, 1499-1546 - см. также инфовиз для понимания контекста). 

Романо идёт во всех описаниях как "ученик Рафаэля, Мастера"; мне кажется, что это не совсем справедливо, у него был свой собственный почерк (и ещё кое-что, про что расскажу позже). Но я тут, с другой стороны, не книжки по истории искусство переписываю; же.

До недавних пор я полагал, что зеркал у Романо только одно - как раз та самая "Форнарина", которую раньше считали Рафаэлевской. Но про неё позже, а сейчас я хочу задать риторический вопрос - что, как вы думаете, держит в руках женщина, входящая в дверь на заднем плане? 

Для интересующихся имеется visual aid и получше:





Дальше про Романовы зеркала  

Как и обычно, начнём с оглашения всего списка показа всей картины целиком:


 
Этот портрет женщины в каком-то умопомрачительно сложно устроенном платье (красивом? страшном? зависит от вашего восприятия, конечно) датируется 1531 годом. Романо написал его уже в Мантуе, куда он бежал после падения Рима, и где стал придворным художником Франческо II Гонзага. 

Поэтому долгое времы считалось, что это портрет знаменитой жены Франческо, Изабеллы д’Эсте (Isabella d'Este); знаменитой тут будет даже мало, особа она была совершенно легендарная, Первая Леди Ренессанса, покровительница искусств и наук, хитрый дипломат, мудрый политик и всё такое.

При этом считается, что она ужасно не любила позировать, поэтому её прижизненных портретов сохранилось раз-два; буквально. Первым её уговорил позировать сам Леонардо, но далее наброска дела не пошло:



Надо только добавить, что это рисунок 1500-го года, тут Изабелле 26 лет.

Следующий портрет (даже два) удалось сделать только много лет спустя Тициану - примерно в 1534 (36?) году, когда Изабелле было уже 60+. Вот как она выглядела в тот момент (так называемая Изабелла в Чорном):



Тициан сначала написал более реалистичный портрет (я не могу его найти, но считается, что копия Рубенса, ниже,  сделана по его следам), но Изабелла осталась страшно им недовольна, и заказала другой портрет себя в виде молодой красавицы.




Это всё интересные детали из жизни маркиз, конечно, но может оказаться, что к портрету Романо они не имеют отношения, по крайней мере, непосредственного.  В последнее время стали склоняться к мнению, что это портрет не Изабеллы, а Маргариты Палеолог, её невестки - то есть, невесты, а потом и жены её сына, Федерико II Гонзага. Они поженились как раз в 1531 году, и портрет мог быть (пред)свадебным подарком.


Злые информированные языки говорят, что при просвечивании x-ray-ем появляется лицо купидона: 



Но другие информированные языки говорят им в ответ, что это дело житейское, просто взяли для картины холст, на котором начинали рисовать про другое.  Гораздо интереснее гадать не про скрытые контуры... а гадать про не менее скрытые смыслы происходящего.

Кто это женщины, которые входят в дверь на заднем плане? По некоторым версиям, в дверь-то как раз и входит Изабелла, в сопровождении своей другой невестки, Изабеллы из Капуи (Isabella of Capua) и Маргариты Кантельмы (Margherita Cantelma), герцогини Соры, в одежде монахини. 

Это только версия, но её подтверждением служит и дверь, которая напоминает интерьер во дворце Camerini del Sole, где жили потом молодые (и отличается от интерьеров дворца самой Изабеллы).

Если это так, то Изабелла могла нести в своей руке зеркальце, которое служило и символом помолвки (ку-ку, Арнольфини), а заодно и (полу)скрытым намёком на - а точнее, пожеланием, так скажем, "обильного секса" и многочисленного потомства в результате.    


 
От куда "обильный секс"? Так Всем Известно, что зеркальца с незапамятных времён в данной местности (да и не только)  с этой целью и дарили - например, поэтому либо украшая их крышки сценами соответствующего содержания:

 


либо - когда они ещё были бронзовыми - нанося (не)подобающие рисунки на неполированную сторону:




И кому, как не Джулил Романо было знать про все эти достопочтенные народные традиции! Это "у себя в Риме" он мог писать мадонн (хоть и очень сенсуальных) и святые семейства:

 

Новые же покровители потребовали предложили освоить и новые темы - Романо сначала проектирует, а потом и отделывает загородную резиденцию для маркиза, знаменитое Палаццио дель Т (Palazzo del Te) под Мантуей, плотно покрывая её стены разгульными мифологическим сценами (в данном случае это пир Амура и Психеи):
 

А также развратничающими эпическими героями - тут мы видим встречу Юпитера и Олимпии:




С другой стороны, непонятно теперь уже, где причина, а где следствие: приехало ли юное дарование к матёрому коннозаводчику (маркизы Гонзага поставляли скакунов для многих дворов Европы), или же "матёрый коннозаводчик" и Первая Дама Ренессанса вызвали к себе в Мантую именно Романо - известно, помимо прочего, и как аффтара одного из самых первых и откровенных порнографических изданий, знаменитой серии гравюр I Mode, Любовные позы (я их, пожалуй, не буду сюда копировать - потому что, скажем, того и гляди забанят на них нет зеркал).


Дизайн солонки от Джулио Романо - секс на сексе красивая игра символов, ракушки/кораллов как намёков на водную стихию и одновременно Венеру/Афродиту (и афродизиастические свойства), соли как символа Земли, а их соединения как символа плодородия и изобилия. Зеркальце туда сами можете дорисовать. 



Про Форнарину в следующий раз тогда уж. Но мне кажется, накопилось таки на ещё один постинг из серии про 




ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ
 




 
 
 
 
 
 
Ура, ура. Продолжение следует!
Продолжение всегда следует... куда следует
Там абсолютно точно веер, а не зеркало.


вау, нет не видела!

Сразу стала технологически думать - было ли это задумано сразу и накрепко сделано, или это опционально - то есть кто-то придумал выпускать зеркала, которые можно приколоть к вееру, если нужно...

Я поняла еще, что на подсознательном уровне кажется неверным! Зеркала везде изображают, как внутри интерьерные предметы. То есть оно существет в пространстве постель-одежда-прическа. Даже те редкие, что я могу припомнить пейзажные типа Венера с зеркалом - оно не пейзажное на самом деле, а на лоне природы сделан будуар, все укутано тканями, сделано лежбище, мини-шатер - и внутри этого опять же амур с зеркалом.

В чисто уличном варианте с уличной одеждой и пейзажем без тряпок и простынок зеркало немыслимо как-то... Но если предположить, что у посетительницы оно таки приколото к вееру, то она может считаться первым ауто-автомобилем:) с зеркалами заднего вида! Идет - и на клевреток сзади подсматривает.
Я, как и обычно, три года буду вокруг да около писать, а про "самое главное" сказать забуду :(

Всё наоборот, конечно, было - зеркала всегда были мобильными гэджетами, с самого начала и довольно долго (даже и технологически - они же сначала очень маленькие были, и дорогие, поэтому их носили с собой; и металлические, и потом стеклянные).



Их "оседлость" началась много позже, а уж на стены (в интерьеры) они и совсем недавно попали, это такое "достижение", как achievement, до него дорасти надо было. А до этого - все носили; вот, например, портрет Маргариты Наваррской, с гордостью показывающей всем своё зеркальце.



Другое дело, что мы видим некоторые зеркала на стенах (например, то же зеркало Арнольфини) - так это ж не "зеркала" были в нашем понимании, а (полу)сакральные объекты, типа монстранций; мы просто проецируем туда свои сегодняшние представления.

ну вот нет же!!! Ваша Маргарита доказывает как раз мою теорию "будуарности". Она внутри помещения, причем интимного помещения и в интимном полураздетом виде - в рубашке. То есть зеркало - то, что интимно, используется лично, без участия социальных знакомых, не в социальных ситуациях, не на публике, а на уровне - ванна, ночной горшок, кувшин для умывания, простыни, личное письмо.

И даже выпуклые зеркала на ваших примерах меня всегда потрясали тем, что висели не в интерьере парадном, не в столовой-гостиной, а в спальне - или еще чище того - _внутри_ кровати, внутри балдахина, внутри занавесок, внутри плоскости ложа - так, что посмотреть может только тот, кто уже на кровати.

И медленно они становились плоскими - и отъезжали от кровати в сторону более общей социальной жизни.

То есть для меня тетка, пришедшая с улицы, в уличной одежде и в сопровождении посторонних зеркало не может иметь просто в принципе!

Edited at 2012-11-26 01:54 am (UTC)
Вот когда вы измените это мнение на полностью противоположное, это и будет победой моего "зеркального проекта" :)

Не было никакой "интимности" и "будуарности" в прошлом; по-другому разруливалось понимание "я" и "они" (точнее, это вообще сначала было некое одно "мы"), и все технологии (включая, например, структуру дома и вообще пространства) понимались тоже по-другому.

Мы живём уже в другом мире (и сами другие), поэтому понять и почувствовать этого не можем (поэтому, например, поражаемся "бесстыдству" каких-нибудь африканских племён или просто деревенских жителей; на самом деле лишь выражая объективный факт - у них и правда нет "стыда", это более поздняя технология).

То же и "мобильностью" - зеркала не могли быть стационарными, потому что сначала ничего не было стационарном. В Китае и сейчас многие ручные зеркальца делают с дырками или скобками такими - уж и забыли, почему, но всё равно пока делают. Потому что их тысячелетиями носили на одежде, подвязанные, и даже в домах зеркала сначала висели на верёвках; зеркало всегда должно было быть при себе - ещё и потому, что смысл его был намного шире, и более важно была его символическая роль, как кусочка солнца в руке (и доме).

А где солнце, там жизнь (=секс); в большинстве старых культур зеркала были напрямую увязаны с представлениями о взаимодействии - полов ли, энергий (солнца/луна, инь/янь итп); то есть, зеркало было для связей между людьми, для социальных интеракций, а не для индивидуальной интроспекции.

В том же Китае зеркало - символ брака и по сей день, его дарят молодой паре; раньше когда супругам нужно было расставаться надолго, они ломали своё зеркало пополам, и расходились в уверенности, что рано или поздно оно их воссоединит.


Это все концепты улетучились, разумеется, и сейчас культурный код по-другому вас формирует и заставляет смотреть на мир, и вписывать в прошлое смыслы, которых там нет, и не видеть смыслов, которые там есть. Это не смысле "вы" как вас обвинить, это мы все так устроена, я такой же.

С ума сойти!:)