![]() |
Музей классического искусства в Генте (Museum voor Schone Kunsten - я раньше не знал значение schone как "прекрасное", и думал, что это "чистое", от schonen - "очищать"; как pure art, "чиста искусство"), так вот, он находится сейчас на каком-то массивном ремонте, и временно раздал многие свои работы в другие музеи. Чтобы не было "простоя".
Оба находящихся там Босха достались собору Святого Бавона (Saint Bavon, или St. Bavo Cathedral). И сам-то собор (огромный, очень красивый внутри) создал бы соответствующий контекст, но они их вообще разместили, вместе со многими другими религиозными работами, у себя в подземелье. Смотреть всё приходится чуть ли не при свечах. Мрачное, нависающе-жуткое Средневековье (очень легко представить, что "на дворе" 15-й век - если бы не вездесущие японцы с кинокамерами). Атмосфера совершенно трансовая.
Если кому-то интересно, вот "правильная" версия последней картины Босха
Christ Carrying The Cross

Загадочно, конечно, как это Босх до сих не появился в этом журнале; самый любимый художник. "Смыслополагающий" и "мотивоопределяющий", почти что "судьбоносный". По-моему, даже и в интересах его не было (upd. вру, было, хотя и только по-английски).
На альбом Босха я потратил первый свой "интеллектуальный" заработок (40 р., за перевод статьи про методы обогащения каких-то руд). Как сейчас помню - 25 рублей, немецкий; он же был и первым "настоящим" художественным альбомом, в картонном коробе.
Помнится, что в тот же заход в книжный я купил и до сих пор самый любимый английский словарь - оксфордский Хорнби, в абсолютно "зарубежной" для того времени пластиковой обложке.