Пересматривая другие его работы о бытовой и трудовой жизни лайденцев, наткулся на Игроков в карты (фрагмент которой и находится слева, а сама картинка стоит подкатом).
Собственно, именно карты и заставили задуматься, точнее, прислушаться к своим ощущениям.
Оказывается, где-то внутри меня сидит очень стойкое представление, что игральные карты - это очень современное изобретение; и что "древние" ну никак не могли в них играть. Поэтому такие картины я норовлю воспринимать как шутки, как Боярыня Морозова с Мобильным Телефоном или что-то в этом роде.
Я понимаю умом, что это не так, но всё равно - дальше Пушкина воображение не пускает. То есть, ещё гусары - туда-сюда, но уже представить Петра Первого с картами голова отказывается. Не говоря уж об этих, из начала 16-го века.
Интересно, что большую помощь в работе воображения оказывают сами карты; оказывается, мне трудно представить их играющими именно в наши карты, с закруглёнными углами (их действительно стали делать такими совсем недавно, а раньше играли рублёными прямоугольничками; им ещё надо было гнуть углы).
Причём всё тот же Пушкин у меня может легко играть и нашими, скруглёнными, картами - пускай ему; его эпохе ещё не очень нужны старинные колоды. Но вот этим голландцам (по-моему, всё-таки шулерам) уже нужны вот такие античные, архаичные карточки, ещё без цифр и букв.