centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

[PER] чем я занимаюсь № 2

ещё продолжение истории

что обычно делается, чтобы узнать про будущее? правильно, разные способы гадания на экспертах - на экспертах-демографах, на экспертах-историках, на экспертах-политиках и на других подвидах экспертов. потом всё это сдабривается технологическими прогнозами, культуральными манифестациями, добротной (или не очень) статистикой, штурмуется мозгами, пакуется в сценарии развития, печётся до готовности...

но тут начинаются проблемы... обычно результат настолько абстрактен, что его никто, кроме самих "сценаристов" не понимает (они тоже не понимают, но знают, как правильно улыбаться друг другу).

тем не менее, на основе подобных сценариев частенько разрабатываются целые тучи концептов и прототипов разнообразнейших продуктов. делается это так - группе (обычно талантливых)дизайнеров скармливается большое количество разного гуманитарного продукта, и на выходе получается нечто завораживающее... примерно как Kopi Luwak.

и называется это всё

"стратегический дизайн"

вот один из примеров - в свое время довольно пионерский, но потом растиражированный многими последователями.

но как все эти сценарии (и разработанные на их основе концепты) соотносятся с реальной жизнью? никто не знает... тогда говорят - "давайте спросим у людей, что они думают по этому поводу? и как всё это им видится в разных контекстах их собственных жизней ?" в надежде, что так удастся коня и трепетную лань, и всё такое...

вот этим, собственно, я и занимаюсь, вместе с небольшой подгруппой вышеупомянутых ххх-логов. зовём мы себе, несколько претенциозно

"people researchers"

почему не consumer researchers? или не user researchers? с одной стороны, потому, что нет пока никаких продуктов, которые бы "использовались" или тем более "потреблялись"... но чуть шире, для того, чтобы как-то более или менее адекватно оценивать возможную реакцию на несуществующие пока вещи, нужно

а. хорошо понимать различные контексты, в которых обитают эти самые people;

б. включать их самих и в процесс исследования, и в интерпретацию результатов;

в идеале включать людей в собственно дизайнерский процесс.


ps: перечитал всё написанное и в очерной раз расстроился. все фигня, все неправда... слишком общо. на само деле, каждый проект по-своему делается.... нет никаких общих подходов, надо про каждый случай отдельно писать... а это часто нельзя делать... горе какое-то...


что мы, собственно говоря, деалем? да всё - наблюдения, этнографические исследования, но иногда и обычные фокус-группы (а иногда и необычные). разные формы вовлечения людей в исследование, и в сам дизайн (это пока редко). иногда просто сбор всякой теоретической информации (типа "а как работает память человека в наши дни? а так ли она будет работать в другом контексте? - у dodododo только что прошло дискуссия про узбеков и иллюзии).

такие дела...

самое трудное - и интеллектуально, да и с точки зрения логистики - это действительно понять/представить/принести в проект разнообразие контекстов... спотыкаешься уже на самом простом - кросс-культурные различия. собственная европоцентрированность просто дыру в башке проела... и это даже не трогая психосемантику...

я думаю, что в этом одна из причин неявного, но очень сильного критерия для отбора в группы - разнообразие - культурное, языковое, профессиональное, личностное... мало просто собрать по одному лучшему профи в своей области... надо, чтобы у каждого была своя шизофрения в голове...

а может, это я свою проецирую? истории


centralasian
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments