centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Category:

[PER] Семиотический рикошет



На днях случилась со мной интересная история, связанная с этими картинками; некий семиотический рикошет, в жанре только у нас в блогосфере. И уж, казалось бы, сколько сказано-пересказано про всепроникающую serendipity, а всё равно, когда сам её испытываешь, то кажется всё полной мистикой. История, как мне кажется, забавная сама по себе, но она ещё и помогла мне лучше сформулироваться своё понимание и отношение к символизмам всякого рода, и к их интерпретациям.

Собственно, история:

0. предуведомление

История случилась со мной в прошедший четверг, и это важно, потому что я в тот день болел, не сильно, но достаточно, чтобы ослабить всякие занудные социальный фильтры и самоцензуры (а также дать возможность заниматься чем-то "не по делу").

1. У меня уже очень давно хранится вот эта фотография, найденная на "просторах интернета".



Я не знаю, кто её автор; может, это какой-то очень знаменитый фотограф, и мне должно быть стыдно, что я не знаю, но уж как есть. Картинка эта мне всегда казалось интересно-перверсивной, и я даже порывался как-то её выложить в журнале, но всё не находилось повода.


2. Когда я наткнулся у clement-a на ссылку на запись в журнале некто shkrobius-a про вот эту картину,



я, что назвается, с первого же взгляда понял, что та моя фотография была сделана как пародия, переработка, аллюзия, или что-то в этом роде именно её, этой картины (и в этой связи мне ещё больше захотелось узнать, кто и зачем ту фотографию сделал, но мой-то постинг не про то).

Если честно, сам по себе постинг shkrobius-а показался мне сумбурным и натянутым; он считает эту работу самой загадочной за всю историю живипоси, приводит много ссылок и всё такое, но всё как-то неубедительно.

"Is this painting about lactation and argicultural productivity of France, or something else?", и тому подобное. Но почитайте сами, возможно, у вас сложится другое мнение (зато там много ссылок в разные места интернета; для интересующихся - вот, полагающаеся место в википедии).

В комментах на его постиг ему говорят, что картина та давно привлекла внимание таких корифеев жж в этой области, как koukhto, egmg, elina_w и ещё многих других юзеров, которых я знаю меньше. Вот в этой записи koukhto собрано почти всё, но у той дискуссии могут быть, судя по всему, есть ещё какие-то подвалы дебатов, до которых я не пока докликал.

[Вот, кстати, были времена (~2002 г) - люди с жаром писали, обсуждали, дискутировали... сейчас такого много меньше, как мне кажется; богатыри немы].

Но я помню, что во время чтения всех этих семиотическо-искусствоведческих расследований я как-то потерял нить; уже неясно было про что идёт спор - про автора, модель, про знак или означаемое, что именно всё-таки означает щипание груди, онанировал ли мужик на портрете - или про что-то совсем иное. Я, кстати, и сам так делаю часто, начну про что-то писать, потом соскользну, и вот уже растекается мысль, всё шире и шире распахивается гештальт, и уже ни за что его не закрыть, хоть дерись.

3. Но буквально вечером того же самого четверга я наткнулся в сети, совершенно по другому поводу[тут помом будет ссылка, что за повод], на рассказ об украденной и не так давно найденной знаментой работе Челлини Saliera (что звучит красиво, но на самом деле означает всего лишь солонка).



Ещё до того, как я стал читать и про саму статуётку, и про её грабёж и возвращение, в моей голове сразу же мелькнуло - "так это же та же самая грудь!" Уж очень похожим способом производит некий ущип своей груди Земля на этой золотой статуэтке. Вот ещё некоторые виды статуэтки, включая виды груди крупно.







Я лишь немного порылся в интернете (вот опять же полагющаяся ссылка на википедию), и в головей моей стали случаться всякие инсайты и эврики (ещё раз - болел я в тот день). Если вкратце, то вот какая история с этой солонкой: она была сделана как (предположительно) подарок на свадьбу (as a gift by Charles XI to Archduke of Tyrol), причём подарок "со смыслом" - этакий подарок-намёк-пожелание потомства (!).

Соль (=смысл) этого подарка объясняется в различных местах, но самое важное - что сообщения это было понятно всем участникам символического обмена [тут бы идеально подошла сслыка на изучение практики дарения солонок в средние века, но пока нет]. То есть, не только вполне откроенные позы Земли и Нептуна, но и сама "соль" - которая в то время считалась результатом соития земли и воды - всё это вполне однозначно прочитывалось в то время именно как пожелание скорого и обильного потомства брачующимся.

Статуэтка ниже - не Челлини, конечно, это некий римейк (может, и пародия) на эту работу, на котором фигуры расположено гораздо более откровенно, а искомое соитие практически налицо.



А вот тинейджеры, подсматривающие статуэтку (уже Челлини) - они всё правильно поняли.



3-2. Если тогда вернуться к разбираемой картине 2., то невольно хочется повторить тот же ход мысли, тем более, что какие-то очень похожие элементы в её обсуждении проскакивали. Возможно, картина тоже была написана как подарок, как послание королю (и его будущей супруге) - возможно, тоже с пожеланием потомства? (очередного?) - у него уже было два ребёнка с Габриеллой, но им хотелось третьего, официального.

3-1. Такой объяснительный приём делает первую фотографию ещё более перверсивной, провокационной и любопытной. Намёк ли это на то, что мужчины рано или поздно смогут рожать детей? или даже всармливать их? Или это просто общефеменистский манифест про пересмотр ролей? Пока не знаю.

4. Некое общее заключение "для себя". Мне показалось очень интересным именно сам факт посылки в подарок солонки. То есть, не просто "соль означает то-то", "грудь - вон то-то", "фиолетовый означет насилие" и тому подобный симфоличесий фрейдизм (или юнгианство, или ещё что-то похожее), а некий вполне уместный обмен понятными всем знаками. Первична некая человеческая практика, ритуалы, повседневные рутинные процессы. Мне интересно во всём доискиваться - и понимать - именно её, вот эту вот практику: человеческие действия, кто, что и почему делал нечто с чем-то/кем-то, тогда-то и так-то.

Как-то так.

Высокоинтеллектуальны игры в семиотику ради семиотики а-ля поздний Умберто Эко мне тоже интересны, кончено, но исключительно как гимнастика для ума.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments