centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Zvon



Были сегодня в Музее колоколов, небольшом городке Астен (минут 20, наверное, от Эйндховена). Его полное название - Nationaal Beiaard en Natuurmuseum Asten. Beiaard - трудное для перевода слово, что-то вроде "искусство звона", "звонарное творчество", только без некоторого пафоса, который, как мне кажется, в этих выражениях содержится.

Сразу начну с рекламы - музей отличный. Я был там один раз раньше, и помню, что и тогда он мне понравился, хотя некоторые залы были на ремонте, и экспозиция была урезана. Сейчас там всё полностью, и ещё и новый зал добавился. У них отличная коллекция колоколов и всяких устройств, связанных с ними, не только европейских, но и "всемирных", так сказать. Всё очень прилично описано, причём многое можно "потрогать" - в колокола звонить, за верёвки дёргать, всякие эксперименты со звуком проводить; детёнышам там рай.

Колокола - одно из странных изобретений человечества. В какой-то момент они были распространены повсеместно (не только в христианской культуре, но в ней особенно), играли (дословоно) очень важную роль, а сейчас практически исчезли из жизни. Можно ли представить, чтобы история случилась без них? И что все функции, которые они выполняли, выполнялись бы чем-то другим?



Считается, что колокол в каком-то более или мнее похожем на "наш" виде появился в Китае. Но дело тут тёмное, всегда можно найти что-то более-менее похожее на колокол (или хотя бы на колокольчик), и тогда их можно встретить практически где угодно, и с очень давних пор. Хотя мне кажется, что есть какая-то принципиальная разница между погремушкой (=некая полая емкость, в которой что-то перекатывается и гремит - а именно так выглядели первые колокольчики) и "настоящим", пусть даже и маленьким колоколом, как некоторым (полым? тяжёлым? металлическим? висящим?) объектом, который при ударе начинает издавать громкий (обычно довольно низкий) звук.

Как мне кажется, колокола растут скорее из гонгов, чем из погремушек. Но это, конечно, просто досужие рассуждения, можно в игнор.





В Китае же изобрели и "системы колоколов", некие стационарные устройства из колоколов с разным звуком, на которых можно было играть музыку. Интересно, что у колоколов из Азии первоначально не было языков, то есть, по ним нужно было всегда бить колотушками. Потом, по-моему, языки появились, но чуть ли не как импорт из Европы.



В самых старых европейских книгах колокола всё ещё безязыкие (и соответственно, безверёвочные). Но в какой-то момент появляются уже довольно похожие на классику конструкции:







Звонарь отодвигается всё дальше от самого колокола. Для нас показалась странной вот такая конструкция



Но в том же музее есть прекрасная "живая" иллюстрация того, как это работало "на самом деле":





А потом европейцы сделали то, что как-то не приходило в голову никому до этого - они начали создавать системы управления колоколами не напрямую верёвкой, а опосредовано, через всяческие передачи и рычаги. Которые со временем становилась всё навороченнее и навороченнее





что позволяло одному человеку управлять одновременно наборами из нескольких десятков колоколов. Типа




Но что ещё важнее, наверное, так это появившася возможность вообще автоматизировать этот процесс, в значительной степени исключая человека совсем. Там ещё так "удачно" случилась смычка с часостроением, этим средневековым хайтеком, и спустя какое-то время "звонарь" начал выглядеть как-то так:



Примерно таков вид аппарата, управляющие Биг Беном. "Колокольная" часть которого тоже, кстати, выглядит довольно неконвенционально (это не точная копия, но похожий механизм).



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments