centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Волшебные миры Сергея Калмыкова



В поисках картинок с казахскими юртами для предыдущего постинга я с некоторым изумлением наткнулся на изображение вот этой монетки, выпущенной пару лет в Казахстане. На ней изображена одна из работ Сергея Калмыкова, загадочного художника, прожившего вторую половину своей жизни в Алма-Ате. Он действительно был (да и остаётся) загадкой - жил очень странно, вёл себя очень странно, особенно в последние годы своей жизни, и всю жизнь создавал очень странные работы. Из-за своих гротескных нарядов и парадоксальных речей он был своебразной ходячей городской легендой (хотя и ближе к классу юродивых - при взгляде на него многие, я думаю, крутили пальцем у виска).

"Кручение пальцем" при жизни не было подтверждено никаким официальными диагнозами, он не наблюдался психиатрами и не проходил, разумеется, никакого лечения. Почти тридцать лет он проработал художником-оформителем Театра опера и балета в Алма-Ате, и все его странности поведения, как я понимаю, списывались на "артистизм" и "богемность", то есть, почти полагались по статусу. В последние годы жизни, после выхода на пенсию, он, вероятно, сумел построить совершенно замкнутую систему, в которую никто не лез, и он делал то, что хотел - писал картины и манифесты, создавал свои сказочные миры. При этом в мире реальном жил всё хуже и хуже, всё больше выпадая из приемлемых социальных рамок - он очень плохо питался, преимущественно холодным молоком и самым дешёвым хлебом, ему отключили свет и газ за неуплату. Незадолго до смерти его поместили в психиатрическую больницу, где он вскоре и умер, от воспаления лёгких. Место его захороненния неизвестно.



Это один из последних автопортретов, сделанный совсем незадолго до смерти. Судя по всему, на нём как раз те самые пресловутые молочные бутылки (я почему-то думаю, что он покупал большие, по 20 копеек).

Почему я пишу при "психиатрию", а не про "творчество"? Сейчас Калмыков признан одним из величайших, "пятым столпов русского авангарда" (вместе с Малевичем, Кандинским, Шагалом и Филоновым), проводятся грандиозные выставки в самых известных музеях (в России они были в Русском и Пушкинском музеях). Монеты вон выпускают, марки. Стоимость некоторых работ достигает уже сотен тысяч долларов (при этом работы Калмыкова, по слухам, и чаще всего подделывают, тоже вполне себе признание).

Просто так случилось, что в мою жизнь он вот так вот вошёл, с "психиатрической" стороны (которой там может быть и не было, а может и была - так, Виктор Каган уверенно ставит ему шизофрению). Мои родители работали психиатрами, поэтому и истории про Калмыкова, и про некоторых других художников-больных вбрасывались в дискурс чаще как раз со стороны "больных", а не с "художников".

Поэтому я сначла усшлышал эти "психиатрические истории", а уже потом увидел работы Калмыкова "вживую" - несколько его картин висело в местном музее искусств. По-моему, этот кораблик так и остался в той же раме с тех пор.



Тут надо написать что-то вроде "и это перевернуло моё сознание и изменило взгляд на мир". Возможно, такого экстремизма и не было, но влияние было и правда очень большим (не будем показывать пальцем на aman_geld-a).

Надо только добавить, что это был где-то конец 1970-х, расцвет махрового соцреализма, при почти полном отсутствии образцов современного западного искусства (или были какие-то отфильтрованные крохи), да и тот же собственный русский авангард был мало кому известно.

Мне ещё немножко повезло, у меня были друзья - не художники, но дети художников - и каким-то образом я увидел многие альбомы - того же Филонова, Малевича, Дали - довольно рано, когда они издавались ещё только на там самом Западе, и каким-то сложным путём попадали в Союз. То есть, у меня был какой-то опыт общения с искусством, позволивший не считать работы Калмыкова детской мазнёй (как считали многие), а наоборот, офигенно интересными картинами и способом конструирования своего собственного художественного мира (миров даже).

После находки "монеты", выпущенной к странной дате "115-летия" (учитывая характер творчества Калмыкова, надо было тогда выпускать уж к 117.23-летию какому-нибудь), я подумал, что вот, "слава нашла героя", весь мир уже всё знает про эту историю, пойду-ка я да почитаю.

Тут я просто при%$#ел - ни в английской, ни в русской википедии не было статей про Калмыкова (сейчас есть, потому что я их написал - а кто я такой, чтобы про Калмыкова писать статьи? Писать мне - а не всем этим музеям-галлереям, проводящим выставки, или хотя бы их пресс-службам? Не говоря о коллекционерах, покупающим его работы за десятки тысяч долларов.)

Во всём рунете есть, может быть, с пяток коротеньких публикаций; по-английски нет ничего. Офигеть. Во всей сети я нарыл штук 50 работы, обычно ужасающего качества, чуть больше превьюшек. Отрадой случилось открытие дневника Олега bukharov-a, который в своё время отсканировал и выложил значительное число работ из первого опубликованного альбома Калмыкова.

По всяким сусекам я нагрёб, что смог, и даже собрал какую-никакую презентацию; но на полпути забросил, сейчас нет времени выискивать все факты и детали про его работы и тексты, тем более, что уже есть несколько альбомов, в которых (я надеюсь!) люди уже всё это проделали.

Поэтому я собрал, скорее, собственный эмоциональный "всплеск по поводу", некий "экскурс по волнам мой памяти". В этих слайдах нет Калмыкова, а есть мои "версии событий" (это не точные репродукции, а мои их раскраски, которые могут показаться чудовищными сторонему наблюдателю). Но уже как получилось (SlideShare, правда, наврал со шрифтами, как обычно).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments