centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

Delvaux Rhymes



В этом постинге моих фотографий будет кот наплакал (он плакал ещё и по поводу их качества, iPhone-ом в темных залах не поснимаешь, особенно если украдкой от охранников).

Контекст: мы ходили в музей d'Ixelles в Брюсселе (Musee d'Ixelles), где, как выяснил ненасытный искусствоед i_shmael, давали много Paul-я Delvaux.

Слыша название музея на слух, я почему-то думал, что это "музей XL", ан нет, это оказалось довольно крошечное сооружение, почти на окраине города. Но выставка была довольно большая, и довольно интересная. Вот только фотографировать там было ничего нельзя, что для меня практически сразу позиционирует заведение ниже плинтуса.

Называлась выставка Aux sources de l'œuvre,  а поскольку œuvre в контексте искусствоведения переводить никак невозможно, даже и неприлично где-то, то по-английски у них получилось Starting Points.



Paul Delvaux - это такой бельгийского классик "обнажённого сюрреализма"; если просто глянуть на Google Image Search, то можно вспомнить, про что его картины. Он прожил очень долго, почти весь 20 век, написал море работ, они сейчас есть практически в любой дыре любом заведении, хоть как-то связанным с современным искусством.

Но идея была не в том, чтобы не просто показать работы классика, а в том, чтобы как бы связать их с другими работами других классиков, вскрывая разнообразные (взаимо)влияния, аллюзии и коллизии. То есть, это такой "кураторский проэкт", а не хухры-мухры. Вот как он описывается в прилагаемой к выставе брошюре:


"The exhibition Paul Delvaux. Starting Points presents a new approach to this famous Belgian surrealist by showing the dialogue between his work and the artists who influenced him. The visual world of Paul Delvaux, like all artists, was formed due to a variety of influences throughout his career. Being close to his first Masters and by developing various aesthetic affinities, Paul Delvaux took inspiration from these contacts to develop his own original style.

In the beginning, Delvaux practiced realism, not dissimilar to impressionism and post-impressionism. One is able to detect the influence of Belgian landscape artists such as Hippolyte Boulenger, Alfred Bastien and Jean Degreef. Briefly influenced by Renoir and Modigliani, his painting evolved towards an expressionism close to that of Ensor, Permeke and De Smet. It is during this period that the human figure took on a major significance, from this point on being omnipresent in his work. Finally, the discovery of de Chirico became a revelation and from 1934 up until, oriented his work in a surreal universe, confronted by Magritte’s surrealism.

While the artist found his way to celebrity, the reference to the neoclassicism of Ingres is still present in his unique work. This exhibition weaves eloquent dialogues between Paul Delvaux and his peers, shedding light on the genesis of work from this beacon of Belgian art."


Это красивый замах, и идея в целом богатая, рассматривать искусство как такую сложную систему, со всякими связями и соединениями, ковлияниями и вообще сетевыми штучками. Беда только, что заявленные "элоквентные диалоги" в данном случае показаны были в стиле, которые даже у нас в rhyming_pics считался бы невысокого качества.

Вот ряд (небольшой, потому что снимать не дали) примеров 'диалогов':

У Магритта есть окно (René Magritte, Éloge de la dialectique, 1937) - и у Дельво есть окно (Paul Delvaux, La fenêtre, 1936)



У Кирико есть домики (Giorgio de Chirico, Poesia dell'estate, 1952) - и у Дельво есть замки (Paul Delvaux, Le palace de ruine, 1935) (фигли, что с разницей в двадцать лет, в которые влезло несколько эпох).



Скелеты мне отдельно понравились - и у Энсора они играли в биллард в начале века (James Ensor, Squelettes jouant au billiard, 1903)



- и у Дельво идут по лестнице ближе к середине! (Paul Delvaux - Squelettes à l'escalier, 1934)




Ещё раз - выискивание всяких параллелей, влияний - прямых ли, обратных, косвенных или вообще левых - дело нужное и важное. Но тут мне кажется произошло классическое выплёскивание младенца, в результате идея опошлена, и в качестве "диалога" выдаётся набор латентных похожестей, которые пришли в голову одной отдельно взятой кураторше.

С другой стороны, и в неё-то грех палкой бросаться - работа проделана, и много хороших картин собрано в кучку, люди посмотрят, может быть, подумают. Просто хочется как всегда "как лучше" - уж если рыть аллюзии, то с гуглевским замахом, по всем корпусам работ, по большему числу художников (но тогда и не только художников, а вообще по всяким "общественным и бытовым" контекстам). А ещё бы как здорово в вики-формате это всё замутить! Мечты, мечты.

А так дама доискалась и до связей Дельво с "прекрасной Габриель"



Для меня это особенно гротескный пример "аллюзии". Я как раз сейчас дописываю-дорисовываю некий опус, "про баб" неизвестного автора школы Фонтенбло; с точки зрения того, что я там нарыл, такого рода аллюзии должны восприниматься как кошмарные фантазии. Но чего пустыми руками махать, надо уж дописать, тогда и базарить.

А так-то выставка всё равно интересная, и работ много; так что если есть шанс, обязательно сходите.




ЗЗЫ: Про эту же выставку у i_shmael-я.
Subscribe

  • C новым годом!

  • Yay, Day One!

    Первый день без дождя за, как уже кажется, сто лет.... Мы почти что видели солнце!

  • Ответ про

    Так вот, это не " вьетнамки в болотах Тверской губернии", в вовсе бельгийки ( и бельгийцы, на заднем плане) начала 20 века, работающие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments