centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

Art in Details in Details



Я хотел было привести пример того, что я описал в прошлом постинге как "музей (или разбор) одной картины", используя для этого образцы из замечательного издания Masterpieces in Details. Мне казалось, что я уже хвастался тут тем, что купил недавно эту книгу (даже две, это двухтомник, под катом -обложка второго тома):



Но оказалось, что нет, что я как-то зажевал эту историю.

Мне кажется, что судьба пыталась столкнуть меня с этой книжкой давно, лет десять, наверное, уже. Я видел, по-моему в витрине книжного магазинчика в Генте, однотомное издание этой работы ещё в начале 2000-х (оно тогда называлось What Great Paintings Say), но магазин тот был закрыт, а потом книга не попалось мне снова на пути.



Потом, много позже, я видел у кого-то в руках первый том уж двухтомного издания.



Я пишу "уже двухтомного", но на самом деле я не очень точно знаю историю этого издания - было ли так, что число рассказов про картины росло (в первом издании было всего 32 картины, потом 50, потом почти 80), и их решили разделить на два тома, или же издательство Taschen одновременно издавало и однотомную, и двухтомные версии - не знаю.

Помню, что мне тогда книга и понравилась, и насторожила. Она сильно отличалась от обычного арт-популяризаторского издания такого рода, не была рассказом про какого-то одного автора, или эпоху, или стиль. Скорее, это такая разношерстная коллекция историй про самые разные картины - и очень известные, мегахитовые шедевры, и менее известные вещи известных художников, и вещи совсем почти неизвестные (мне, по крайней мере).

Общим для всех историй является подход, методология описания работ: авторы очень живо рассказывают про то, что в рецензиях называется socio-historical context, то есть, всякие разные интересные факты вокруг и около или самой работы, или художника или истории её создания и восприятия публикой. Это редко касается узкого арт-контекста (техника, цвет, композиция итп), гораздо чаще это коротий, но очень поучительный рассказ про более широкую историческую, политическую, экономическую или этнографическую ситуацию, связанную с картиной (на самом деле всегда какая-то смесь из этих вещей). Если использовать психологическую лексику, то авторов интересует "функция" каждой работы - для чего/кого она создавалась, в какие мотивационные поля была вплетена (хотя они таких слов не используют, конечно).

Характерным визуальным штрихом этих рассказов/показов всех картин являются "прямоугольнички" - в каждой картине выбирается несколько деталей (4-6), которые служат опорными точками для истории. Мне кажется, авторы не сразу стали использовать этот приём, по крайней мере, сначала он был не во всех историях, но со временем он стал универсальным узнаваемым маркером всех их рассказов (хотя его "графический интерфейс" всё время немного менялся - то это было серые фрагменты на сером фоне, то серые на цветом, то цветные на сером).



Как я понимаю, книга (-и) быстро стали популярными, и неоднократно переиздавались, и однотомными, и двухтомными и даже трёхтомными версиями (paperback). Мнения "простого народа" были самые восторженные, все, как один, говорили, что эти рассказы реально меняли понимание людьми не только каких-то отдельных картин, но и искусства искусства, а заодно и истории в целом. Почти в каждом их рассказе и действительно есть сильный момент before & after, почти каждый сильно меняет имевшееся до этого понимание картины, а то и целой исторической эпохи.

Но я читал и критику, в основном от "серьёзных экспертов": что мол де многие выводы авторов довольно проблематичные, и вообще там плохо с источниками, откуда они всё это знают итп. Типа, пойдёт для попсового издательства класса Taschen, но 'настоящие пацаны' с таким работать не будут. И ещё был интересный момент-вопрос - а кто авторы-то? В изданиях приводитсякуцая биография Rose-Marie Hagen и Rainer Hagen

но она такая приводится без изменения вот уже десять лет. В сети про них нет ничего (!), ни фотографий, ни интервью, ни выступлений на конференциях (хотя бы книжных). И это при том, что сама Rose-Marie автор ещё нескольких книг по истории искусства. Закрадывается подозрение, что это либо такой псевдоним для команды ghost writers, либо какой-то известный автор, который не хочет пока светиться (типа, Umberto Eco какой-нибудь).

Может, поддавшись на эту критику, я не купил юбилейное издание, выпущенное к 25-летию издательства (да оно и не очень дешёвое было).



Но вот, теперь это всё в прошлом, теперь у меня есть роскошный двухтомник, в котором собрано уже сто (!) историй, которые мы с упоением читаем (и многие из которых мне очень хочется пересказать и тут). В этом издании, кстати, источников-то и правда нет, вообще какой-либо справочный аппарат отсутствует (в первых изданиях это всё было, в противоположность тому, что заявляли критики). А теперь и не перепроверишь (а многие вещи очень хочется, настолько они расходятся с привычными представлениями). Не всё там можно принимать на правду, и со многим хочется спорить - но так в этом-то и прелесть, что история искусства становится внезапно интересной, как исторический детектив, а не как скучнейшая лекция хардкорного искусствоведа.

ЗЫ: Как я узнал, планируется выход русскоязычного издания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments