centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

L.C. THEELDER



Как я уже писал, мы посмотрели сразу две выставки в Bozar-e, Энсора и Кранаха; последняя была уже немного впопыхах, но всё равно очень понравилась, очень много работ, не только самого Кранаха, но и всяких других мастеров, которые на него влияли. Как говорят в таких случаях - "большое событие в культурной жизни".

А потом мы подумали-подумали, и решили съездить на эту выставку ещё один раз, теперь с ребёнком. В этот второй раз всё было осмотрено уже намного тщательнЕЕ, и не только просмотрено, но и прослушано (редкий случай, но очень хороший аудиогид). Вообще, мультимедийное сопровождение выставок хоть и медленно, но улучшается - например, про эту выставку они сделали даже небольшой клип, интервью с куратором.




Более того - хотя фотографировать на выставке по-прежнему было нельзя, сам центр выложил несколько фотографий, показыващих посетителей выставки и ещё немного того, "как там было на самом деле". Kudos!

Но собственно про Лукаса нашего, Кранаха Старшего

В отличие от многих художников того времени, про Лукаса Кранахa и известно довольно много и подробно, и работ его сохранилось прилично. Этому сильно помогло то, что он практически всю жизнь проработал при дворе Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии, очень прогрессивного и "продвинутого" монарха, как бы мы сейчас сказали. Так сказать, стабильная работа, гарантировнная зарплата (да ещё со времени и возможность работать "на сторону").

Судя по всему, Кранах был очень способным рисовальщиком, с "быстрой рукой". Его ранние работы не отличаются большой оригинальностью (в отличие от того, что вам скажет куратор выставки), да тогда оригинальность не очень-то и ценилась. Но его рисунки и оттиски уже в молодости славились своей сложностью и навороченностью, так сказать.

The Temptation of Saint Anthony (1506)




Venus and Cupid(1506)




Adam and Eve(1507)




Это и так заметно, и особенно становится очевидным при сравнении с другим работами (на выствке очень хорошо это показано), что и сюжеты, и какие-то "строительные блоки" этих гравюр были общим достоянием, так сказать, и повально копировались всеми друг у друга. Как сказал ребёнок, "Ну они и тырили!"

Но Кранах со времнем начал делать и свои собственные сюжеты, уже не мифологические и/или религиозные, а светские, которые судя по всему очень нравились его патронам, в том числе, и сложностью их исполнения.


Stag Hunt of the Elector John Frederick(1515)




Tournament with swords(1509)




Первоначально основным каналом для использования этих работ были книги и другая печатная продукция ("постеры" и "мелкая полиграфика"), несколько второсортные занятия для Большого Художника. Но даже и в этих формах он пытался найти наиболее эффектные решения, экспеременируя, например, с цветной печатью (обычно оттиски раскрашивались уже после печати вручную, но Кранах научился печатать сразу в цвете, в том числе, используя золотую краску, так что получались "подарочные" артефакты, очень ценные (=реально)).


St. George & the slain dragon(1509)



Но по-настоящему Кранах развернулся, когда стал рисовать большие картины красками. И то же самое, его ранние работы - это заимстование всего и отовсюду, откуда рука достанет (но в в основном у итальянских мастеров).


The Crucifixion(1500)





The Martyrdom of St Catherine(1515)




Но со временем (и в результате неутомимых трудов) у него выработался свой собственный, очень характерный стиль. Кстати, именно этот период показан на выставке не очень обильно. Кранах нарисовал море работ своих патронов и их друзей, совершенствуя свою технику и создавая всё более и более изощрённые изображения. Это проявлялось и в охотничьх сценах - вот во что превратилась со временем его же собственная ранняя работа про охоту на оленей:




Но особенно это заметно по его портретам; можно просто по одежде судить, насколько она становилась всё красивее и пышнее (а девушки - всё румяней и белее).


Suicide of Lucrezia(1529)




Judith with the Head of Holofernes(1530)




Тут такой тонкий момент - с одной стороны, это всё, конечно, высокое искусство и аллегорические образы. С другой - как ни крути, могучая эротика, которая нравилась патронам, причём, чем эротичнее, тем больше и нравилась. Можно проследить, как со временем модели Кранаха всё дальше и дальше удалялись от его изначальных, довольно брутальных, так скажем, бабищ в сторону всё более и более фантастически мимозных дэвушек из высшего общества.

Venus Standing in a Landscape(1529)




Venus and Cupid with Honycomb(1531)




Allegorie of Justice(1537)



Для выполнения всё быстрее растущего числа заказов требовался уже конвейерный метод, и в конце жизни на Кранаха работала уже целая артель, почти двадцать человек (включая и Лукаса Кранаха Младшего). Они не только писали картины, но и выполняли разнообразные арт-работы - роспись мебели и интерьеров, создания флагов и штандартов, даже дизайн монет.

Поточный метод не обхдился без плюх; если присмотреться, но одной из работ выше видно, что кинжал получился прозрачным; подмастерье недоложил белил, и краска со временим истончилась.



Да и вообще, если клиент просит покрасивше, то какой только клюквы не навешаешь.



Но неправильно, конечно, считать, что Кранах - это такой мазила-конъюнктурщик; изрядный прагматизм и некоторая всеядность были просто нормой, но был, судя по всему, на головы выше обычных профессионалов-рисовальщиков того времени. Он был знаком с Лютером (который считал его своим другом), именно ему Фридрих поручил опись, а потом и поддержание коллекции святых реликвий своего герцогства. Такая культурная элита эпохи, не просто тяп-ляп. А копирование - что копирование, просто особенности худметода того времени.



Короче, если будете в Брюсселе до 21 января - обязательно сходите, не пожалеете. В заключение - картинки с выставки.












ЗЫ: Да, я в процесса поиска работ для постинга наткнулся и на большое количество пародий и шуточек по мотивам работ Кранаха (я, честно говоря, не ожидал, что их будет так много). Вообще-то, это на отдельный постинг тянет, я как раз сейчас пишу некий опус про то, как пародии на картины могут нам помочь лучше их (картины) понять. Но одну пародию приведу.

Nude by Lucas Cranach, by Lola Dupre




PS: В "папке" на Фликре (The World of Lucas Cranach) собраны все эти и несколько других работ, большего размера.


ЗЗЫ: Про это же событие, но более изящными словами у i_shmael- я
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments