centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

James Ensor's Entry into Art History



Жизнь полна всякой серендипити; стукнешь гвоздём в одном месте, а вода потечёт совершенно в другом. А иногда течёт вообще непонятно что, почему и зачем, несповедимыми, как говорится, путями-прости-господи.

Так и с искусством блоггингом про искусство.

Например, я писал про Джеймса Энсора (James Ensor), не так давно. А ещё писал про книжку Masterpieces in Detail (и даже потом про какие-то мастерписы оттуда рассказывал отдельно). В этой книжке есть рассказ и про одну картину самого Энсора - но я всё колебался, пересказать ли его или нет, и так и недоколебался.

А тут мы поехали "галопом по музеям", в том числе, завернули и в Музей Северного Брабанта (Noordbrabants Museum) в городе Ден Бош (полное (непроизносимое) имя - s'Hertogenbosch), формально столице этой самой провиниции Noord Brabant). Там, кстати, сейчас проходит целый букет выставок, от "Последователи Босха" через "От Брейгеля до Ван Гога" до "Работы Яна Слётерса (Jan Sluijters)" - этой такой местный, ден-бошский модернист-экспрессионист-фовист-и-всего-другого-понемножку.

Среди всей этой солянки проводится и выставка Vlaamse Vedetten (что можно перевести как "Фламандские наши, так сказать, "звёзды"). Слегка ироничное отношение подчёркивается и подзаголовком - Modernisme bij de zuiderburen, Модернизм наших южных соседей (но в нём скрыта и всем известная тут игра слов - buren/boeren - cоседи/крестьяне). Отношение к бельгийцам (=фламандцам) у голландцев как примерно в России к чукчам; политически корректно считать их наивными до глупости "младшими братьями".

Но про саму выставку я потом отдельно расскажу, наверное. Главное для данного постинга то, что там было выставлено несколько работ Джеймса Энсора, включая и ту, которой в данный момент НЕ любуется этот посетитель.



Тогда я подумал, что это, наверное, такой знак (=гвоздь), и что таки надо написать/пересказать историю про одну из самых знаменитых работ Джеймса Энсора, Jesus Christ's Entry Into Brussels.



На выставке не она, конечено, а один из предварительных набросков; если точнее, то показана гравюра, которую Энсор напечатал и потом вручную раскрасил. Сохранилось несколько десятков копий, причём довольно сильно отличающихся друг от друга по стилю и технике раскраски.

Я написал "конечно не она" ещё и потому, что оригинал (который сейчас хранится в Музее Гетти в Сан-Франциско Лос-Анджелесе) - это огромное полотно (2,5 х 4,5 м), не очень транспортабельное. Да и далеко не каждый музей располагает помещениями для его нормального показа; данный музей точно нет. По этой картинке можно примерно оценить размеры полотна (в фотографию влезло чуть меньше половины по длине):



Вступление Христа в Иерусалим - один из центральных сюжетов в христианском искусстве. Существует огромное множество работ на эту тему, и большинство их элементов совершенно каноничны. Вот для сравнения фреска 13го века (Pietro Lorenzetti).



Иисус - абсолютно центральная фигура (и по смыслу, и композиционно тоже, соответственно); его ослик, пальмовые ветви, которые бросают под ноги, накидки, которыми (буквально) устилают ему путь - всё это must paint.

В сравнении с этим каноном работа Энсора многократно богохульна. Всё действие происходит в современном художнику Брюсселе, кругом политические лозунги и листовки, шум толпы, грохот военного оркестра... Толпа странно разодетых существ в масках (?) напоминает карнавальное шествие, и в этом контексте и сам Христос смахивает, скорее, на "костюм мексиканца в сомбреро". Если не сказать, то Христа можно и вообще не найти в этой каше, даже ослик не поможет. Короче, полный постмодерн. Как говорится в таких случаях, Wat is er aan de hand? (=what's going on here?)

Для ответа на этот вопрос авторы начинают перебирать всякие разные контексты - личные, семейные, общественно-бытовые.

В качестве общественного контекста приводится краткая справка из истории Бельгии: что это исключительное молодое государство (формально существующее только с 1830 года), хотя и обладающее одной из самых древних и запутанных историй в Европе. В тот момент это невероятная смесь старинных ганзейских городов-республик (типа Гента или Брюгге) с одной стороны, и всегда помпезно-роялистского и консервативнейшего Брюсселя с другой (город основан ещё потомками Карла Великого, это один из самых старых городов северной Европы). Бельгия и сейчас государство-химера, кстати; Брюссель по-прежнему оплот консерватизма и символ контроля "верхов" над "низами" (EU, NATO, etcetc), но и центр протестных движений, а страна может развалиться на север и юг просто в любой момент.

Во время рождения Джеймса Энсора в 1860 г. Бельгия - монархическая республика. Но если монархия тут на полную катушку (например, Леопольд II, король страны с 1865 года, имеет в своём личном владении ещё целую страну, Конго, которую в целом и имеет, как хочет), то республикой она является с большими оговорками - правом голоса обладает только знать и землевладельцы, большинство рабочих бесправны, как и большинство женщин (в буквальном смысле - они не имеют права голоса). Бельгия - одна из самых индустриализированных стран в то время, с полагающейся массой конфликтов и проблем. В 1880-е по стране прокатывается несколько волн крупных забастовок, некоторые из кончаются суровыми расправами и расстрелами. Невиданное дело - сам король вынужден выступить с посланием к народу, призывающим к "более внимательному отношению к нуждам трудящихся". Отношения к таким посланиям были, судя по всему, как к речам Брежнева в последние годы его правления (с той разницей, что никакми Горбачёвыми там и не пахло, король правил почти полвека, до своей смерти в 1909 году).




Считается, что фигура в синем сюртуке справа на картине изображает как раз короля Леопольда; он хоть и на полях картины, но субъективно "выше всех", он наблюдает за всем этим парадом-карнавалом. Фигура генерала в орденах от шеи до пуза тоже, наверное, имеет реальный прототип (как и многие другие на этой картине), но и без него показательна; и он-то как раз находится в самом центре полотна.

Энсор ни в какой мере не был "социальным критиком", скорее, весь эта политический сюр вокруг просто служил как бы задником для многих его картин. Например, Бельгия в тот момент была одной из самых густнонаселёных стран Европы, а Энсор был одним их немногих художников, которые отразили эти реальности, вот такие толпы, моря даже, людей на своих картинах.

Это не город, а пляж, но тот же эффет полностью забитого людьми пространства.



Ниже слева - фрагмент картины Энсора; справа - фрагмент моей фотографии во время демонстрации протеста в Брюсселе в конце сентября прошлого года. Как говорится, найдите разницу.

Но это мы сейчас называем такие вещи "демонстрация", а для него могло было быть просто интересным объектом для того, чтобы нарисовать, передать ощущения от. Например, люди пишут, что при приближении к его огромной картине создаётся реальный эффект наплыва, "наезда" на тебя всей этой толпы.



Второй вбрасываемый контекст - семейно-локальный. Энсор родился в довольно странной семье, и в довольно странном месте. Место называется Ostend (Ostende, если на голландский манер). Мы были в тех местах несколько лет назад, типичный курортный городок, он и тогда таким был - странное сочетание шика и помпы отдыхающего выского общества и ужасно консервативной местной жизни.

Энсору, судя по-всему, было там не очень, чтобы хорошо: "The Ostenders, a public of oysters, don't stir themselves; they don't want to see the pictures. Hostile public, crawling along the beach. The Ostenders detests art. Sticky excrement winding itself into an oyster, eater of disgusting things, formless, mumbling sea creatures. Last year 30 Ostenders visited the exhibition, this year we will reach the figure of 31". Считается, что прообразом женщины в центре была мать Энсора, а слева (по правую руку от неё) он нарисовал свою сестру.




Тем не менее, Энсор всю свою жизнь (за исключением трёх лет учёбы в Брюссельской Академии искусств) прожил в этом городке у моря. У него не было студии, он жил в доме у родителей (его мать владела сувенирным магазином, не такой плохой бизнес в куротном городе). Кстати, бесконечные маски Энсора растут корнями оттуда же - в католической Бельгии бурно празднуется традиционный ежегодный карнавал, и продажа масок для одной карнавальной недели во время внесезонных февреля-марта может принести столько же, сколько один летний "пиковый" месяц.

Энсор рисовал на чердаке дома своих родителей, таком маленьком, что вся картина "Пришествие Христа в Брюссель" целиком туда не смогла бы поместиться. Поэтому писал он её по частям, сворачивая законченные места в рулон. Считается, что он сам впервые увидел свою работу "во всей красе" чуть ли не десять лет спустя, а публично она впервые была выставлена только в 1929 году. Утверждается, что на этой фотографии Энсор пишет как раз эту картину.



Но до того, как приступить к большой работе, Энсор напечатал некоторое (неизвестное точно) число оттисков своей гравюры, часть их которых он позже раскрасил. Интересно, что на гравюре композиция зеркально перевёрнута по сравнению с картиной - например, король на гравюре слева, а не справа.

На гравюре в конце улице восходит солнце (на картине его не будет, его закроет гигантский лозунг "Vive la Sociale!" - "До здравствует социалистическая революция!") Я бы, кстати, хотел почитать какое-нибудь расследования, насколько эти его лозунги чему-то соответствуют в рельной жизни того времени - настоящие ли они, или стёб; например, насколько точно он рисовал шрифты.





Большинство фигур на гравюре перекочевало потом и на основную работу (только перевёрнутые):






Дальше идёт рассказ про контекст психологический, личностный. Что Энсор был очень нелюдим, одинок, у него не ладились контакты с людьми (в частности, совсем плохо было с женщинами). И что все его портреты - это одновременно и отражение его постоянного подавленного состояния от общения с людьми, и месть им за это. Лица на картинах Энсора - и на этой, и на других - всё больше ужасны. Не нужно быть доктором Лайтманом из Теории Лжи, чтобы расшифровать все эти негативные эмоции.



Считается, что в образе Христа Энсор написал сам себя (не только на этой картине, кстати). Христос тут затерян, одинок, им не восхищаются, скорее, над ним глумятся. Энсор пишет в дневнике тех лет: "Only isolated, lonely and great, composed, measured and patient sufferers - will be great in art. The future belongs to the lonely!"

Но помимо психологических нюансов у этого образа тогда были и вполне реальные смыслы - в стране шла в полном смысле война вокруг религии. В 1879 годы относительно либеральное правительство отделило образование от церкви, запретив преподавание религии в общих школах и закрыв многие католические. Через несколько лет маятник качнулся, к власти пришла про-католические партии, и теперь уже светских учителей выкидывали из школ. Фигура Христа вовсе не была "чиста-символической", а наоборот, напоминала о вполне повседневных реалиях.




Естессно, картина была отвергнута всеми галлереями и музеями; она впервые "увидела свет" только в 1929 году, более чем через тридцать лет после создания. Я не знаю, как картина оказалась в Калифорнии - википедия пишет про "controversial export in the 1960s".

Сейчас картина плавно движется в оценках критиков в сторону "гениального шедевра". Она по-прежнему должна оставаться очень скандальной в Америке, где многие её message-и, так сказать, актуальны как никогда. Я нашёл пару римейков

Jesus Christ's Entry to Washington



Jesus Christ's Entry to Liverpool




Считается, что она навеяла один из эпизодов South Park-a




Такие дела. Картинки крупно можно, как и обычно, найти в James Ensor
Subscribe

  • C новым годом!

  • Yay, Day One!

    Первый день без дождя за, как уже кажется, сто лет.... Мы почти что видели солнце!

  • Ответ про

    Так вот, это не " вьетнамки в болотах Тверской губернии", в вовсе бельгийки ( и бельгийцы, на заднем плане) начала 20 века, работающие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments