centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

DONGEN OGEN I



На прошлой неделе по делам ездил в Роттердам, и успел заскочить в музей Бойманса (его полное название довольно витиеватое - Museum Boijmans van Beuningen). Там сейчас три интересные выставки, но "успел" относится только к одной, голландского художника Кейса ван Донгена (Kees van Dongen), она как раз закрылась на следующий день. Поэтому я пока расскажу про неё, а если получится то (потом) и про другие тоже.

Имя этого художника не очень на слуху, даже в Голландии, на его родине, где он считается как бы местным Матиссом. За четыре с хвостиком месяца выставку посетило более 200 тысяч человек, это по местным меркам 'оглушительный успех'. Так что это хороший очередной вброс его имени и работ в коллективную память. Последняя большая персональная выставка ван Донгена в Голландии была аж в 1967 году (причём в этом же самом музее). Есть забавный фильм про ту выставку (он на голландском, но с английскими субтитрами).



Интересно (и грустно) что в деле показа картин за полвека мало что изменилось - по крайней мере, в этом музее, который вообще-то считается очень инноваторским. А может, они сознательно захотели сделать именно дословный римейк, реинкарнацию той выставки, в том числе, и по кураторскому/оформительскому решению.

Я решил сделать два постинга, один про саму выставку, про то самое "кураторское/оформительское решение", а уж потом про сами работы. А то меня тут записали в специалиста по "инновациям в музейном деле и трендах курирования музейных проектов"; типа, надо соответствовать.

Хотя после такого вот вида входа на выставку рассказ можно было бы тут же и закончить, не начав.



Но я каким-то правдами и неправдами смог сделать несколько фотографией, так что вот, картинки с выставки:



Надо, кстати, отметить, что у музея отличное решение того, что по-русски сейчас называют "фирстиль", identity style, куда входят и шрифты, и графические решения плакатов и листовок, и в какой-то мере и оформления выставок тоже (даже вот и знак "Не снимать!" выполнен в фирменном стиле. Это пример одного из самых грамотных подходов к делу в Голландии (фирстиль, а не запрет снимать), где графический дизайн всегда на высоте. Но я отвлёкся, про это нужно будет отдельный постинг писать.


Вот так выглядели залы выставки. Слева на стене видно несколько постеров с биографией художника, а ещё можно заметить большие чёрно-белые фотографии (слева и в самом конце зала); это так называемые "контекстуализации", некоторые примеры того, на выставках показывают не только работы, но и "реальную жизнь" художника.



Если кому-то интересно, я ставлю на фотографиях линки на их хранилище на Фликре, где я могу расставлять т@ги прямо на картинке, так что там можно почитать мои комменты (на ломаном английском), "пришпиленные" прямо к месту происшествия.

Тут можно заметить большие цветные панели - сейчас картины чаще не вешаются на стену на верёвочках, как раньше (на видео той старой выставки они хорошо видны), а крепятся на самостоятельные конструкции, которые позволят использовать большее число всяких дизайнерских штук (типа игры с цветом/светом).




Видно, как "негусто" висят работы; у каждой своё собственное, довольно большое пространство, нужно реально переходить от одной работе к другой. Это индивидуальное пространство создаётся и светом.




Таблички, на которых написано что-то про работу (чаще только название и дата создания, иногда небольшое описание) крепятся в зависимости от размера картины (а не от высоты над полом, например, что как бы более user-friendly). Часто они закреплены очень низко, и посетители вынуждены сгибаться в три погибели, чтобы их прочитать.



Люди сейчас свободно выбирают дистанцию, с которой они рассматривают работы. Это относительно недавнее достижение, раньше музеи гораздо сильнее это дело регулировали (например, устанавливали барьеры перед картинами). Тут музей как бы тоже намекает, с какой точки лучше смотреть (поставив туда диванчик).




Музеи вынуждены прятать некоторые вещи под стекло, но интерес к таким экспонатам сразу резко падает. Я видел, как люди разворачивались и уходили, едва завидев эти стеклянные витрины. Можно ожидать появления каких-то более интересных витрин, со встроенными лупами или что-то в этом роде, которые бы создавали более интерактивный experience.




Используемые сопроводительные материалы:

- каталог самой выставки, который можно полистать-почитать (он прикреплен цепью). Закономерен вопрос, а почему сразу не поставить компьютер со стульчиком? Если музей не может сам создать увлекательный и информативный опыт, и всё равно вынужден обращаться к сторонним материалам, то почему бы сразу не дать доступ к лучшему - интернету? А то и, не дай бог, к социальным сетям? Что и произойдёт, конечно, потому что эти "доступы" и так почти все уже носят в кармане.

- аудио-гиды. Про именно эту модель я не могу ничего сказать, я не взял гид в этот раз. То был какой-то smart guild, в нём не только были аудио-записи, но и какие-то картинки и истории показывались на экранчике (но по-моему ещё по-прежнему без интернета). Мы каждый раз задаём себе вопрос, почему музеи до сих пор автоматически не создают сгружаемые аудио-гиды для iPhone-ов/iPad-ов?




Парень в белом - не обычный музейный гид, а студент одного из арт-вузов; они подрабатывают таким образом, рассказывая про художников и их работы. Причём обычно происходит некий взаимоотбор, то есть студенты работают с теми художниками, которые им чем-то самим близки и интересны, поэтому и истории их получаются обычно богаче.




А эта фотография ничего "такого" не показывает, только то, что там была колоссальная давка.




Может, это незаметно без пояснений, но все три человека на этой фотографии не смотрят на картину, вместо этого они что-то читают и рассматривают на своих смарт-гайдах.




Тут то же самое



Ну и несколько картинок просто до кучи:




Тут я задумался, насколько архетипичен (и архаичен тоже) вот этот жест, которому тут предаются аж пять человек сразу - вот это типично-музейное сцепление рук за спиной.







Вот тут заметно, что музеи совершенно не приспособлены для производства контента (а не только его поглощения), даже такая простейшая форма как "сделать запись в записной книжке" вызывает массу проблем.



Была б моя воля, сделал бы больше и лучше; но воля была музейная, и в какой-то момент мой фотоаппарат совсем забанили на этой выставке. Чем богаты.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments