centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Category:

Прозрачный Пикабиа



Этот постинг нужно было бы начать с такого вскрика "О, как я обожаю этого художника! Когдя я начну, наконец, писать свою серию философско-антропологических трактатов про искусство, то обязательно начну именно с него!"

Но поскольку я у себя в журнале не вскрикиваю, то приходится начинать как-то менее помпезно, типа, "А вот ещё какая забавная история случилась у меня с этим аффтором" или что-то в этом роде.

Первое мое "столкновение" с работами Фрэнсиса Пикабиа (Francis Picabia) было и правда несколько странным. Однажды в каком-то полуподвальном-полуподпольном книжном магазинчике (около метро Полянка в Москве, в конце середины 90-х где-то) я наткнулся на шикарно изданный альбом "Art & Madness" или как-то так. Альбом был ужасно дорогим (для меня, тогда), поэтому я только пролистал его и кое-что оттуда выписал (я тогда полагал себя всё ещё немного клиническим психологом).

Одна из картин (не эта, но похожая) была описана примерно так: "Хотя автор и не был официально признан душевнобольным, но именно так, судя по всем, представляют себе мир люди, страдающие шизофренией". Фигасе подкат, подумалось тогда мне, мало того, что за шизофреников решили, как они видят мир, так ещё и художника приписали к "сочувствующим".

Я записал имя, но тогда не было никаких интернетов (а если и были технически, то в них ещё толком ничего не было), так что более подробно про него я прочитал уже намного позже.

Я не буду тут персказывать биографию, в википедии довольно неплохо написано, причём (редкий случай) статья на русском более подробная и интересная. Пикабиа жил в те же времена, и в тех же местах, что многие корифеи современного искусства (modern art, не contemporary) - Пикассо, Матисс и все-все-все; тот же ван Донген. Но как-то так получилось, что его имя гораздо меньше на слуху, и работы его обычно не бьют рекордов на аукционах, и книжек про него не так много написано.

А он был классным художником, очень талантливым и оригинальным, а биография его так закручена, что хватило бы на несколько романов или фильмов. Я никогда не проверял, но мне кажется, что какие-то его черты попали в Роберта Горна из Набоковской Камеры обскуры. Один сюжет из жизни точно стал архетипичным - свои первые серьёзные деньги он заработал, написав копии нескольких картин из коллекции своего отца, подменив их (подмены никто не заметил) и продав оригиналы.

Кстати, когда я написал выше, что мне нравится ("я обожаю") Пикабиа, это было не совсем точно. Так бывает с некоторыми писателями, вроде бы много хороших книг написано, и в ранние года, и потом - но больше всего нравится какой-нибудь один роман, который кажется ну совершенно гениальным, "отличным от других". А эти все другие, ну, тоже, конечно, ничего... но вот то-о-от роман, вот это роман!

Так и Пикабиа - мне по сути дела нравится только один, относительно короткий период его творчества, а именно период создания тех самых "прозрачных картин", или transparence (он писал их примерно с 1927 по 1930). Остальные тоже неплохие, и до (дада), и после (сюр), но э-э-этот. Ах!



Тут меня подмывает таки скатиться на написание пресловутого "философско-антропологического трактата" (на что на самом деле нет ни времени, ни сил, да и почитать бы побольше надо). Но в двух словах - мне кажется, что такой стиль, или способ письма, рисования, творчества, на который набрёл, который выработал в эти годы Пикабиа, радикально отличается и от линии реалистов, и от линии как бы их ниспровергателей-модернистов - всяческих авангардистов, импрессионистов, экспрессионистов и далее по списку.

Причём от отличается "в лучшую сторону", позволяя гораздо точнее и отразить, и повлиять на то, как мы на самом деле воспринимаем мир; как вот такую систему одновременно присутствующих разномастных и разномасштабных семантических "слоёв", которые и независимы друг от друга, и связаны в одну сложную динамическую систему - щас спою - multi-layered hyper-augmented reality.

В своём будущем трактате я постараюсь рассказать о том, из какого сора вырасли эти слои Пикабиа: тут и общее направление дадаизма, с его абсурдизмом и специфическими стратегиями остранения, и какие-то конкретные приёмы, которые Пикабиа мог подобрать у своих друзей-фотографов (он был очень хорошо знаком с Альфредом Стиглицем (Alfred Stieglitz), американским фотографом-экспериментатором, и через него познакомился с Ман Рэем (Man Ray) ещё более радикальным новатором в фотографии). И вообще, как говорится, идеи слоистости восприятия и сознания (и личности) уже как бы витали в воздухе того времени (например, можно посмотреть на Филонова).


Технически-то такой стиль напоминает, конечно же, двойные (или, точнее, множественные) экспозиции в фотографии - multiple exposure. И сейчас-то какая проблема намолотить сколько хочешь слоёв в фотошопе (хотя обычно так красиво, как на "настоящей" мультиэкспозиции - плёночной, а не фотопечатной) в фотошопе не получается).



Но это сейчас так всё легко, а тогда не было не только фотошопа (а также и компьютера, на котором он работает) - сама проблематика копии, версии плохо была представлена в голове (Беньямин ещё только-только заносил перо, чтобы написать свою "техническую воспроизводимость искусства").

Короче, я считаю, что Пикабиа совершил в тот момент абсолютный прорыв в деле понимания того, как мы понимаем (и видим) мир. Он не был понят тогда, и не очень понимается даже и сейчас (например, пишут, что transparence свои от создавал, чтобы "передать ощущение глубины пространства"; ага, как же). И всё это не(до)понимание случается как раз в тот момент, когда нам (!) так остро (!!) нужны новые трансформирующие методики для создания интегральных личностей. Эх.

Но про это всё нужно намного больше букв писать, да ещё вспомнить, как их собирать в слова.



А пока - много картинок именно этого, прозрачного, периода можно посмотреть в сете Francis Picabia.





И ещё на любителя - небольшой фильм собственного производства.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments