
В сети на днях промелькула новость об открытии памятника осьминогу Паулю, в германском городке Оберхаузен, где он жил и, так сказать, пророчествовал. Осьминог стал мировой знаменитостью за несколько дней прошлогоднего чемпионата мира по футболу, когда он правильно "предсказал" сначала результаты всех семи матчей немецкой команды (включая их поражение в полуфинале), а затем и исход последнего матча между испанцами и голландцами (за что его местное население пообещало рано или поздно отравить). Отравленный или нет, но осьминог в октябре прошлого года скончался, однако память о нём, так сказать, осталась жить, теперь вот и в материальной форме.
Вся эта история очень примечательна, особенно теперь, когда она уже в буквальном смысле увековечена. В лице Пауля (или как там это у них, у осьминогов, называется) мы видим просто таки архетипичное выражение концепции "предсказателя будущего" - пророка, оракла, прорицателья - как она присутствует в головах народонаселения. Если этот конструкт распаковывать, то там найдётся всё - полная точность прогнозов, безо всяких там сценарных финтифлюшек типа "может будет, а может и нет"; совершенная необъяснимость - и необъясняемость - процедур; невербальный формат - про будущее не говорится, оно показывается; да и вообще нечеловеческая, в прямом смысле, природа предсказателя.
То есть, памятник тут не (c)только пророку

(В постинге использована работа Joel Nakamura, из серии Visual Mythology).