centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

Museum in Time



Голландская сеть книжных магазинов Selexyz время от времени проводит "тотальные распродажи" - что-то типа книжных базаров, где они пытаются избавиться от всяких неликвидов, продавая их за совершенные копейки (=евроценты). Обычно они происходят даже не в самих магазинах, а в каких-то спецаильно снятых помещениях. Сейчас один такой идёт в Эйндховене (если кому-то интересно, я могу дать адрес, мероприятие продлится до субботы, причём каждый день подвозится некая новая партия книг).

Я, как и многие тут в жж, пытаюсь как-то минимизировать покупки "бумаги". Но есть некие соотношения цены и качества, которые делют сопротивление невозможным; так, мне подвернулся вот этот двухтомник - История Бельгийского Королевского Музея Изящных Искусств за Два Века (De Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België: Twee Eeuwen - но что толку с этой ссылки, читать тот скан всё равно невозможно.) Тут же оба этих роскошно изданных тома, почти 800 больших страниц текста (с картинками!), отдавались за 8 (!!) евро; я часто в этом магазине просматриваю какие-то книжки в кафе, и иногда беру "кофе с булочкой" - так вот оно дороже получается. Бред переразвитого капитализма, короче.

Это издание - не просто обычный сувенирный альбомчик, куда напичкано несколько десятков шлягеров данного музея. Это офигенно подробное расследование истории этого самого знаменитого, наверное, бельгийсого музея (аналог Лувра для Франции или Эрмитажа для России), включая историю формирование коллекции, архитектуры и дизайна его зданийи залов, курирование выставок, финансирование, научную работу, отношения с артистами, патронами, прессой (у музея громадный архив); даже про нас, "простой народ", немного есть - и всё это ещё и развивающееся во времени. За две чашечки кофе.

Я, конечно же, купился ещё и на обложки - я много снимаю про "людей в музеях", но мне как-то и в голову не приходило, что этот жанр начался ещё до всякий фотографии, с создания картин про "людей в музеях". А это, оказывается, было довольно распространённым сюжетом, и по таким картинам можно узнать много чего (бес)полезного. Вот, например, вид центрального зала музея в 1830 г. (год официального учереждения Бельгии как самостоятельного государства, кстати):

Jean-Baptist Madou - Great Gallery of the Royal Museum of Fine Arts of Belgium - c 1830



Дизайн этого зала полностью потырили у Лувра - - картина ниже хоть и более поздняя работа, но Лувр был таким давно ("всегда"), и его интерьерное решение было каноном для остальной Европы. Вот такая ковровая развеска картин по всем стенам тоже, кстати.

Victor Duval - Grand Gallery of the Louvre Museum - c 1880




Создавались не только парадно-выставочные, но и более камерные работы. Вообще, довольно забавно видеть картины, на которых нарисованы другие картины; сразу, конечно, хочется, повесить туда внутрь эту самую, чтобы на ней снова была нарисован она же, итд.

Louis Pion - Visitors of the Museum of Sculpture and Paintings - c 1886



Забавно, но тут такая же история, что и с фотографиями - обычно снимать в залах не дают смотрители (чаще -льницы), которые из-за этого и отсутствуют - полностью - на каких-либо изображениях про музей. Казалось бы, в их же интересах разрешать снимать всё и вся, в надежде, что хоть так они попадут в историю (и тогда вполне заслуженно); я как-то беседовал на эту тему с тётками-смотрицительницами в Русском Музее в Питере.

Вот например, тут смотрители "не заметили" художника, нахально рисующего всё вокруг - и вошли в ту самую историю, да ещё и внесли туда свой рабочий инструментарий.

August Allebe - Visitors of the Museum (и смотрители тоже!) - c 1870




А ещё довольно много "из жизни музеев" рисовалось для газет. Фотографов-то не было, а про выставки хотелось рассказывать с картинками.

Louis Titz - Inside Roayl Art Museum - c 1890




Потом, конечно, пришла фотография

Photo from the Museum of Antique Art - c 1887




Но ей, надо заметить, тоже не очень-то баловались (в том числе и из-за технических сложностей - и штативы были нужны поначалу, и свет нужно было ставить, вспышки те же). Так что в основном тоже только Открытия Больших Выставок и Важные Гости. Вот тут, например

Queen Elizabeth and Minister of Art and Science Pierre Nolf visit Museum of Modern Art - c 1924



Обратите внимание, что развеска картин по-прежнему "ковровая", даже и для современного искусства. Вот интересная фотография - тут изображены Hippolyte Fierens-Gevaert (известный бельгийский историк и критик искусства, в частности, много писавший про т.н. современное искусство - он слева) и Arthur Laes - в центре. Артур Лэ был долгие годы куратором соременного искусства в музее, и много сделал для изменения формата показа оного (чтобы и показ как бы тоже был contemporary).

Hippolyte Fierens-Gevaert & Arthur Laes - c 1924



Тут развеска уже начинает напоминать современную (хотя и ввели заградительные конструкции, их раньше не было - в музеи же стали ходить не одни аристократы, а "простой народ" тоже). На первой выставке Ван Гога в 1927 году уже почти-почти всё "как сейчас" (ну, минус ковровые дорожки).

First Exhibition of Van Hogh in Royal Art Museum - c 1927




Интересно, что несмотря на появление (и вскоре полное засилие) фотографии, искусство "картин про музеи" не умерло совсем. Время от времени появляются всякие милые вещи - например, этот автор написал целую серию работ "люди в музее".

Arnoud Massonet - Halls of the Museum of Antique Art (with the Miracles of St.Benedict by Peter Paul Rubens) - c 1933



Мне кажется, что современные аффтары должны что-то подобное наваять про галлереи или арт-салоны, или где они там репрезентируются.

Вот так выглядели залы музея двадцать лет назад:




А это уже вполне сегодня




Такие дела.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments