centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Self-Irony of the First Metaphotography



Интересная фотография, многослойно-ироничная. Это фрагмент фотоработы Oscar Gustave Rejlander, которую он сам назвал The First Negative.

Рейландер считается одним из отцов-основателей фотографии как мы её сейчас знаем. Почти любое издание по истории фотографии что-нибудь да про него напишет, и поместит какие-то из его работ. Он родился в 1813 году, и предполагал стать художником, даже что-то начал писать. Но в 1850 он узнал о возможностях фотографии, что, как пишут в таких случаях, круто изменило его жизнь. Тогда это было совсем новое, неведанное занятие, полная алхимия; почти каждый мастер что-то постоянно изобретал в фотоделе, как в химии, так и в контенте, так сказать. Так, считается, что Рейландер чуть ли не первый начал печатать множественные экспозиции, когда несколько изображений накладывались одно на другое (не такое простое дело даже сейчас, если химичить, а не фотошопить).

Кроме того, он очень активно занимался, по сути дела создал то, что сейчас называется "постановочной фотографией", в которой снимаются специально созданные сценки, той или иной степени театрализованности; когда его называют "отцом", то обычно имеют в виду именно art photography, такого вот постановочного толка.

Тогда, как и сейчас, некоторые театральности любили прикидываться "голым реализмом", иногда в прямом смысле этого слова; Рейландер считается и одним из основателей эротической фотографии. В 1853 году, после визита в его студию в Лондоне окончательно спёкся на фотографии некто Charles Lutwidge Dodgson, который вошёл в историю под именем автора Алисы в Стране Чудес).

Именно это фотография (сделанная в 1857 году) отсылает нас ещё дальше в историю. На ней разыгрывается мифилогическая (она же архетипичная) сценка, описанная Плинием в его Истории, и с его подачи ставшая на долгие века общепринятой версией происхождения изобразительного искусства.

Плиний рассказывает о молодой коринфийке (коринфянке?), которая во время проводов своего любимого на войну нарисовала на стене его силуэт, обводя тень (по-моему, углём). Плиний подчёркивает, что свет был искуственным, от лампы; впоследствие отец девушки смог вылепить из глины и барельеф воина.

Легенда красивая, и её потом пересказывали (иногда с разными модификациями), многие; например, Леонардо начинает с неё свой Трактат о Живописи (и по-моему один из его снов тоже является отсылкой на эту легенду).

Вполне в своём стиле Рейландер решил историю разыграть, поместив её (и реально, и символически, названием) в фотографический контекст. Если следовать его версии, что девушка предаётся тут фотографии, то сам Рейландер тогда занимается metaphotography-ией.

Первая метафотография




Сохранился, кстати, чуть ли единственный отпечаток этой работы. Большая редкость, и ценность, на самом деле.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment