centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

Всем до лампочки



Давно хотел написaть про сложности с лампочкой-как-символом-инновации, но всё не подворачивался повод. А тут попался на глаза выпуск журнала Think Quarterly от Google UK (в целом очень хороший, там много интересного, только название смешное, типа надо раз в квартал думать). Ну, и обложка - как раз с Лампочкой. Раз про инновацию - значит надо Лампочку влепить (лучше с Мозгом, конечно; Illuminated by Google).

Лампочка стала самым распространённым символом "инновации" - самым избитым и пошлым клише, но и тем не менее, используемым повально (вот и Гугль, а казалось бы в целом не самая тупая компания).

Символ используется и в лоб, и по лбу "креативно"; я хочу подчеркнуть, что все эти картинки - не с форумов стебущихся фотожабщиков, а со вполне серьёных сайтов про бизнес, консалтинг, тренинги и коучинг.





Банальная лампочки вдруг стала эпицентром всего инновационного, это вокруг неё плетутся все нити-сети бизнес-процессов и устравиваются шаманские пляски инновирующих (-ся ?).




Интересно, что в качестве такого Символа была выбрана самая обычная, самая простая лампочка, которые раньше можно было купить в каждом магазине за копейки - а, например, не самая первая лампочка того же Эдисона (я в курсе, что в России существует альтернативная точка зрения на процесс изобретения первой лампочки).



Вот это вот первая лампочка точно была инноваций, реально последним словом техники для того времени (что-то вроде нанотеха наших дней). Чтобы её изготовить, нужно было сочетание очень разных, и довольно сложных технологий (литьё тонкого стекла, например, или выкачивание воздуха и закачвание туда газа, не говоря уже о всём электричестве). Но, кстати, процесс её изобретения был как раз очень далёк от классического "щёлк, заработало", именно в ходе бесконечных переборов материалов Эдисон сформулировал свои знаменитые 99 процентов пота.

Но уже при его жизни началась идеализация и узнаковление лампочки.



Потом лампочки стали просто символом прогресса и новой жизни (см. Лампоча Ильича), и вообще всего хорошего в жизни человека (в нём самом тоже).



Интересно, что как символ новых идей и инновации в целом лампочки стали использоваться намного позже, начиная где-то с 1950х годов (помню, что я что-то читал про первые плакаты-примеры, но забыл уже где). При этом помимо "освещающего" и "просветляющего" момента лампочек в символ неявно влезли и, так сказать, интерфейсные моменты.



То есть, важной была не столько сама идея, сколько некая управляемость её появлением; что можно было вот так чик! - и запустить, включить её в голове (у себя или у других). Современным символом инновации является, таким образом, выключатель, просто его не показывают.


Тут случилась для символа совсем несимволическая беда - лампочка технологически устарела, и её стали изгонять из жизни (в EU она уже вне закона). Я, кстати, думал, что все рекламщики начнут срочно замазывать полит-некорректное устройство, но в целом ничего такого замечено не было, как креативили клише, так и креативят (см. пример Гугля выше).

Что теперт делать с Символом? Заменить его, задрав штаны за комсомолом, на какой-нибудь флюоресцентный аналога? Или сразу ставить на LED?



Или задуматься, что же может стать символом инновации в наши (и в некоторые следующие) дни?

Можно вспомнить, кстати, что до лампочки похожими символами были два других образа - сначала Архимед с его ванной, потом Ньютон с яблоками.



Интересно, что и в том, и другом случае инновация всё-таки была делом человека, инсайта достигался им; в лампочке этот момент как-то пропадает (точнее, он просто умалчивается, так же, как не показывается рука, в(ы)ключающая Кнопку.


А вы что думаете? какие у вас предложения/предположения про символ инновации в, скажем, 21 веке?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments