centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

Король, (Notre) Dame, зеркало



Во время последней поездки в Париж удалось зайти в сокровищнцу Собора Парижской Богоматери, где я наткнулся на большую коллекцию так называемых монстранций (monstrance, или по-французски ostensoir - хотя в русском раньше тоже использовалось слово остенсорий). Помимо общекультурного (и поэтому довольно поверхностного) интереса ко всем подобным вещам, данные артефакты внезапно оказались жутко интересными в контексте моей бесконечной саги про зеркала в искуссстве.  Во многих из них (хотя и не во всех) в центре находится именно зеркало, и мне конечно же захотелось раскопать, почему и зачем оно там, и когда всё это появилось, и чем всё закончилось.  Что-то я нарыл, но до конца я так с этими вопросами и не разобрался ещё, и если у кого-то есть доп.инфа, то я был премного благодарен за дерёжку ею со мной.

Но непосредственным пинком к этом постингу стали не сами монстранции, а другой постинг, marinni, про "Зеркала в форме солнца". Постинг интересный и, как там водится,  богатый материалами, но с другой стороны "всё перезапутывающий" (tm), как мне кажется.  Я там комментирую тоже, но с коммента какой спрос, поэтому кое-что решил начирикать и тут.

(Надо добавить, кстати, что зеркало-солнце долгое время было эмблемой того самого тумблера про зеркала в искусстве (Art Mirrors Art), я только недавно заменил её на что-то более современное).

Постинг тот открывается изображеним знаменитой "путинской" картина Ван Эйка и не менее знаменитым зеркалом оттуда, а закрывается хоть и менее известной, но от этого не менее дивной картиной Petrus Christus-а Saint Eligius the Goldsmith. Но и эти, и многие другие работы с "круглыми" зеркалам в целом никакого отношения к "солнечности" не имеют, а просто отражают тот факт, что раньше не умели и не могли делать по-другому - долгое время, почти три века, все стеклянные зеркала, которые делались в Венеции, были конвексными, то есть выпуклыми, и круглыми (их же выдували). Может, с Ван Эйковским зеркалом история и чуть сложнее, но всё равно не отменяющего общего паттерна.  За круглось зеркал отвечала технология.

Первый патент на производство плоского зеркала был выдан в Венеции 1507 году, и вскоре после этого почти все зеркала стали прямоугольными (опять же по технологическим причинам). Круглость, но уже как дизайнерский выбор, не исчезла, конечно, но не имела какой-то явной связи с круглостью, например, солнца.

История с мо(н)страциями отдельная. Не все из них сделаны в форме солнца (большинство реликвариев сделаны в форме ларцов или домиков), и далеко не все (и не сразу) имели зеркала, и не все, имеющие зеркала, были "солнечными" итдитп. Но да, со временем дизайн в форме солнца стал одним  их самых популярных, и в них довольно часто использовались зеркала (или хотя бы стёклышки).

Наличие там зеркала, как я понимаю, тоже сначала было чиста функциональным, оно позволяло видеть реликвию с разных сторон, да ещё и добавляло освещения, отражая всякие свечи вокруг. Потом, как часто водится, смысл утерялся, про реликвии забыли и предметы стали "просто красивыми зеркалами" (хотя для многих юзеров они по-прежнему несут сильный религиозный смысл, как я понимаю).

marinni пишет про интересную версию, как такая "потеря смысла" могла произойти именно во Франции:

"Луи Боффердинг, антиквар из Манхеттена [Louis Bofferding ?], утверждал, что, скорее всего надо благодарить Французскую революцию за то, что у нас теперь есть солнечные зеркала. «Революционеры штурмовали, обстреливали и даже разрушали монастыри и церкви.  Среди награбленного толпой попадались позолоченные ареолы из божественных лучей. Этими ореолами обычно окружали представителей Святого Семейства и других святых на алтарях. Инициативные антиквары и коллекционеры не теряли времени, покупая эти «солнечные лучи» за бесценок. Затем они вставляли в них зеркала и продавали."

Эта цитатa кочует по рунету, но я не нашёл пока точного источника; в любом случае, такая версия, с misappropriation нимбов святых на зеркала кажется слегка подозрительной.  В церквях уже были именно такие предметы, "солнца с зеркалами", зачем же ещё и нимбы в них переводить? Но кто его знает, с другой стороны.  

Но если посмотреть с третьей стороны, то тема зеркала-солнца намного глубже и древнее, чем и Французская революция, и даже Людовик XIV, Король-Солнце, про которого пишет marinni . Есть подозрение, что та роль, которую играет зеркало сейчас (=отражать смотрящего в него человека) не была первой и основной - "есть мнение", что в древности зеркала сначала (и/или в основом) использовались для отражения солнечного света (своего рода гэджеты, так сказать, для пускания солнечных зайчиков). А ещё - как отражатели других источников света (например, поставленные за свечой или факелом, они значительно усиливали их свет).

Именно из-за этой связи зеркала (изначально металлического, кстати) все государи, которые норовили как-то связать себя с солнцем, активно включали зеркала в свой репертуар (само)пиара. Это делали фараоны, это делал Александр Великий, императоры Китая и тот же Людовик XIV  в том числе.

Вот, например, иллюстрация из персидского манускрипта, но которой избражён Искандер (Александр) с зеркалом-солнцем в руках.




Но возвращаясь к монстранциям - вот ещё несколько из Собора Парижской Богоматери.

Это та же самая, но в полный рост (тн Монстранция Святой Женевьевы)



Там было очень темно, поэтому фотографии не ахти.





Это копия, разумеется, оригинал, изукрашенный сотнями бриллиантом, должен храниться как корона Российской Империи, наверное.




Выложу до кучи все, и не солнечно-зеркальные в том числе:

Эта напомнила про Евросоюз; кто его знает, чем они они там инспирировались, создвая свой логотип.




Это хоть и без зеркало, но тоже обыгрывает отражение, сферы-мира; интересная метафора, кстати.




Здесь мир удерживают на своих крылах женщины-ангелы (было ли у них специальное название?)




А вот ещё интересный пример, здесь зеркало используется не "в", а вокруг ковчега, чтобы его можно было рассматривать сразу с разных сторон.  Это, кстати, какая-то сногосшибательная святыня, кусочек креста, на котором был распят Христос.





И уж тогда до полной кучи - нам повезло увидеть и главную святыню соборы, терновый венец. Его выносят там на показ, по-моему раз в неделю.



Всё это образует очередной интерсный случай (и даже где-то кейс) того, как смыслы возникают из одного сора, но потом переносятся совсем на другие грядки, мутируя трансформируюясь по пути.   Как пишет там одна из читательниц про зеркало-солнце, "О, хочу-хочу, это так феншуйненько!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment