centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Categories:

Око за око, вокруг да около



Эту картину Верещагина "Распятие на кресте у римлян" (1887) недавно выставили на аукцион Christie's; просят 1.5 миллиона фунтов стерлингов, то есть, примерно по 12,5 фунтов за каждый квадратный сантиметр полотна (оно на самом деле огромное, 3 х 4 метра). На английский, кстати, название перевели с некоторым сдвигом смысла - Crucifixion by the Romans. 

Я не видел эту работу раньше, но она почти и не показывалась в прошлом веке, хранясь в каких-то частных коллекциях.

Мне она, если честно, кажется так себе, по-крайней мере если говорить о каком-то небанальном решении темы, то она ни в какое сравнение не идёт с работой того же Тиссо, например (которая примерно в это же время тоже и писалась). Но кто я, а кто те многоопытные искусствоведы, описывающие картину как "важнейшее из всех полотен великого русского художника Василия Верещагина". 

На сайте Кристи есть описание, причём, что нечасто бывает, на русском; но я знаю, что они потом, после аукционов, убирают/убивают страницы, так что я скопирую текст и сюда тоже, подкатом.  Там же, подкaтом, и несколько деталей этой картины, for the record, так сказать  - и ещё некоторая другая картина (из-за которой этот постинг, собственно, и написался).

Lot Description

"Важнейшее из всех полотен великого русского художника Василия Верещагина, появившееся на аукционных торгах в прошлом столетии, «Распятие на кресте у римлян», представляет собой произведение первостепенного значения для живописной манеры мастера. Таковым его по праву признали, когда оно в последний раз появилось на открытом рынке в 1891 году. Ровно в 8 часов вечера 17 ноября 1891 года в Нью Йорке, в Американской Художественной ассоциации начались торги, на которых были представлены более 110 работ художника.

Газета The New York Times писала на следующий день после продажи картины: «Самым дорогим лотом на вечерних торгах оказалось масштабное полотно под названием «Распятие на кресте у римлян» - одна из трех картин серии, которые продавались по отдельности». Известный своим проникновенным изображением, порой до болезненности глубоких сцен, в которых подвергаются испытанию природа человека и его поведение, Верещагин представил смерть Спасителя, принятой от рук спасенных им. Колоссальный масштаб и виртуозность письма выражают кульминацию всей его жизненной философии - вечной антитезы гибели человека, выраженной в его известной работе «Апофеоз войны». 

Одна картина из трилогии на тему смертной казни, «Распятие на кресте у римлян» (1887), была написана вслед за полотнами «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России». Краеугольным камнем этой трилогии, которую сам художник называл «око за око, зуб за зуб», стала идея обвинения лицемерного государства, которое наказывает людей, борющихся за свои взгляды - и все это на фоне повсеместных войн и побеждающего империализма. 

Картина «Распятие на кресте у римлян», наряду с другими великолепными работами, выставлялась в Лондоне в 1887 году, а в дальнейшем и в Американской Художественной ассоциации в Нью-Йорке в ноябре 1888 года, где «Распятие» было вывешено в самом большом зале на верхнем этаже рядом с двумя другими работами из этой серии. Выставка работ Верещагина в Нью-Йорке длилась два месяца и пользовалась невероятным успехом. Из Нью-Йорка она проследовала в Чикаго, Сент-Луис, Балтимор и Бостон. Когда в 1891 году турне закончилось, работы вернулись в Нью-Йорк Сити, где вся коллекция, состоявшая из 110 полотен, была продана за 84 300 долларов. В 1899 году работа выставлялась в Бруклинском музее изобразительного искусства, для чего была предоставлена г. Джоном В. Брауном. 

В любом из исследований творчества Верещагина, написанном до или после революции, трилогия, которую сам художник называл «око за око, зуб за зуб», считается одним из главных достижений в его творческой карьере. Несомненно, это единый проект, который потребовал от художника величайшей силы воображения и целеустремленности. Верещагин впервые обратился к теме распятия в 1869 году за четыре года до поездки в Палестину. Непосредственно трилогия была задумана в 1876 году, и о ее завершении Верещагин мечтал более десяти лет, пока в 1887 году не закончил работу над финальным полотном «Распятие на кресте у римлян». Тема, которая объединяет все три работы - тема жестокости смертной казни, практиковавшейся в трех величайших и обширнейших империях, - Римской, Британской и родной Российской, - выражена в названиях работ. Каждая из работ символически иллюстрирует момент величайшей проверки на этику, которую проходила каждая из держав. В этой живописи сквозит осуждение безжалостности государственной машины - и наряду с этим, трогательно изображается неизменная любовь к человеку, которая объединяет людей на всех географических пространствах во все времена."



Вот пара кусочков картины, трогательно изображающих неизменнуюя любовь к человеку.






А в этих сквозит осуждение безжалостности государственной машины






Я не стал делать фрагмент со стеной, которая занимает огромное место на полотне (заодно делая его совершенно нереалистичным - мне кажется, что стены города были поменьше, а расстояние от них до Гогофы - побольше). Но опять же, с меня тот ещё эксперт, так что может быть более осведомлённые люди прокомментируют.

Но в этом описании упоминается ещё одна картина, Казнь заговорщиков в России (точнее, упоминается две, но Подавление восстания сипаев впечатлось ещё со времён школьных учебников по истории, и потом ещё Капитан Немо добавил). А вот Казнь заговорщиков как-то ни с чем у меня не ассоциировалась.  Я сначала подумал про Утро стрелецкой казни, но оказывается, то был не Верещагин.

Интересно, что пресловутый волшебный сайт помог не сильно (особенно его визуальная часть). Описание картины на Christie'sзаканчивается таким пассажем:

В ответ на критику трилогии, которая раздавалась от англичан и русских, художник отвечал: «Их оценят через сто лет – картины будут жить». Более века спустя предсказание Верещагина сбылось, и тот факт, что местонахождение одной из картин в настоящее время неизвестно, лишь подтверждает, что появление на аукционе шедевра Верещагина «Распятие на кресте у римлян» - это поистине выдающееся событие в аукционной истории.  

"Неизвестность местонахождения", судя по всему и объясняет, что про третью картину мало что удаётся найти.  Вот моя версия, как она примерно выглядит (-ла); раскрас чёрно-белой картинки тут мой, а не авторский, у меня так и нет до сих пор репродукции в цвете.




Интересно, что про, так сказать, "контент" картины известно там мало, что её с лёгкостью размещают и на сайтах про декабристов, и на сайтах про народовольцев. Если речь идёт о декабристах, то не сходится очень многое - их казнь не была публичной, орудие казни (виселица, одна на всех) была устроена по-другом - существуют довольно детальные описания всего, что происходило в тот день и - эээ, это было 13 июля 1826 г. 

Казнь народовольцев состоялась в 1881 году, и в целом многое тут "похоже на правду" - это было публичное мероприятие, с большим количеством "посетителей", и случилось оно в Петербурге 3 апреля, так что снег вполне мог и идти.  Виселица, правда, тоже по-моему была другой, по-крайней мере, на многих других картинах она нарисована иначе, но по-хорошему надо фотографии иметь, конечно, чтобы что-то говорить определённо.      

Но мне всё равно как-то не очень понятна вся эта история - писать про казнь цареубийц грандиозное полотно? Через пять лет после казни? Ставя её в один ряд в распятием Христа? Не укладывается всё в у меня в один пазл; и видится какая-то Большая Стена. Или я что-то путаю? 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments