centralasian (centralasian) wrote,
centralasian
centralasian

Category:

Библейские картины Эмиля Нольде - часть 1



Я, было, замахнулся на постинг Библейские картины Эмиля Нольде, но замах вышел какой-то хилый и не очень интересный. Его основой мотивацией в тот момент было сделать порадок подарок Фанату Нольде (tm), но и этот план не очень удался - Фанат посмотрел на ... и сказал, что зубы мелкие неоригинальные, и что у него и у самого таких зубов работ как гуталина.  

Но потом у меня случилось какое-то переосмысление темы. Собственно, даже не пере-, а просто осмысление, в виде вопроса - А с чего это вдруг Нольде вообще стал писать религиозные картины? Когда я в начале года написал короткий постинг-зарубку про него (Intro to Emil Nolde), я автоматически вставил туда и его блокбастерное Распятие, но это было сделано на автомате, без каких-то особых задних мыслей - ну да, ну есть такое. Всё равно он в целом остался у меня этаким немецким Гогеном, с библейскостью не очень связанным, даже после сбора всех частей всех картин полиптиха, частью которого это Распятие является.

Но рефлексия над неудачностью и хилостью моей первой попытки погнала меня в некоторое расследование, и библейскость Нольде развернулась для меня во всей красе с совершенно неожиданной стороны.  Оказалось, что это большая и важная для него тема (и я теперь, как мне кажется, понимаю почему), и он возвращался к ней на протяжении всей жизни, и что если разобраться, то возможно именно библейскость и сделала его Нольде-гением, а не Нольде-ещё-одиним-таким-художником.  

Тогда я решил тот постинг сузить, до просто полиптиха, а тут собрать какие-то свои мысли с картинкам уже собственно про сабджект. Если кому-то интересно, можно почитать-посмотреть
подкатом.


Картинка  в начале постинга - фрагмент репродукции самой первой сохранившейся библейской картины Нольде, так называемые Фарисеи в Храме (1900). Вот она вся






Несколько пояснений:

- это не оригинальный раскрас, у меня сейчас есть только чёрно-белая копия, но в случае с Нольде как-то стыдно ставить чебак, так что я применил некий цветовой фильтр, выбранный в целом довольно произвольно.

- это очень маленькая работа, 12 х 20 см, но это "настоящая" картина", написанная маслом.

- интересно, что для первой работы Нольде выбрал "негативный сюжет", и на ней нет Христа.  


Почти сразу после этой работы Нольде пишет вторую библейскую картину, Христос исцеляет больных (Christus Helt die Kranken, 1900), с "позитивным", так сказать, сюжетом.



Она чуть больше, 26 х 33, но всё равно крошечная по сравнению с другими работами Нольде. И да, раскрас в сепию здесь снова мой. 


Здесь полагается короткая биографическая справка, ровно в той мере, чтобы пояснить что-то по сабджекту (я не собираюсь пересказывать всю биографию, если интересно, можно почитать тут).

Эмиль Нольде (по рождению Эмиль Хансен) родился в семье фермеров (1867), и путь его к занятию искусством был довольно тернист. Мало того, что семья была не очень состоятельной, но его родители были к тому же очень набожными, и оба эти факта как-то не предвещали лёгкого превращение в свободного художника. С другой стороны, во многих биографиях упоминается его очень ранний интерес к рисованию - например, трогательные рассказы про первые рисунки, которые он делал соком свеклы; кто знает, может именно тогда сложилась его необычное понимание цвета в живописи.

В молодости он работал на ферме отца, потом учился (с 1884 года) , а затем с работал на мебельной фабрике, резчиком по дереву и гравёром. Известно, что он пытался специализироваться на рисунке, но не прошёл. Интересно, что в качестве своей образца своей работы он предоставил рисунок алтаря. Он не сохранился, поэтому я пишу в описании работ выше первые сохранившиеся.

Очень важным, как мне кажется, этапом  в его жизни была работа в Швейцарии, при музее ремёсел в Санкт-Галлене, где он прожил более пяти лет. Когда я писал свой постинг про магические горы, я не знал этого факта. Теперь тот постинг требует серьёзной редакции. 
 
Затем он вернулся в Геманию, в Мюнхен, и посколько у него теперь появились свободные средства (в новой редакции постинга я про это расскажу), он полностью посвящает себя искусству. Примерно с этого времени он начинает в основном писать маслом, хотя ещё долгое время будет рисовать и акварели, и гравюры, и рисунки - то, с чего он начинал.

Его первые картины маслом... как бы это сказать... не то, чтобы очень плохие, но никакие. Точнее, это обычные ученические работы - пейзажи, пейзане, натюрморты, ню, всё, как обычно, как и положено ученикам. Видно, что он работал, много, но это никакой ещё не Нольде - просто начинающий художник, который старается изображать жизнь реалистично, как того и требовали тогда каноны (я даже не хочу приводить все эти работы тут).  

Но вот именно в этих двух работах я вижу проблеск того самого Нольде.  Для меня интересно, что это новое качество проявилось именно в библейских работах - не из-за собственно библейскости, разумеется, а просто из-за общей фанатазийности, из-за самой возможности - необходимости даже - отказаться от реализма и постараться написать что-то иное.  Забавно, что первую работу Нольде попытался снова подписать как Хансен (он стал использовать псевдоним Нольде где-то в 1898 году). Вторая работа уже подписана Нольде.  

Но новая манера ещё не была стойким навыком - как показывают сделанные вскоре другие библейские картины, фиксация на реализме так просто не сдавалась (да и боролись ли с ней?). Вот, например, пара его чуть более поздних работ:


Emil Nolde - Joseph is Sold (1900)
 

Emil Nolde - Abraham and Isaac (1900)

Мне они кажутся снова никакими, и просто становятся в ряд с другими его ученическими работами (хотя это мнение надо бы с осторожностью высказывать, я пока не видел оригиналов, только ч/б репродукции).

Нольде продолжает писать, его работы продолжают не пользоваться никаким успехом, хотя он по-прежнему продолжает не сильно-то и стараться, чтобы их продавать. В 1902 году он женится на Аде Вилструп), и официально меняет своё имя на Нольде. В 1904 году они едут на остров Алсен, где они часто будут проводить свои летние ретриты, и тут случается  один интересный эпизод - он получает (и выполняет) заказ на создание настоящего алтаря, для церкви в деревушке Ølstrup (Ølstrup Kirke). 

Вот эта работа:


Emil Nolde - Christ at Emmaus - Altarpiece (1904), 86 x 92 cm 

Не знаю, как вам, мне эта работа тоже кажется никакой (хотя и в этом случае у меня нет оригинала, а только ч/б копия, покрашенная в сепию уже мной).   В 1919 году этот работу снимут и заменят на копию более известной работы Карла Блоха, как раз из-за проблем с оценкой её качества. Снова её восстановят в церкви только в 1939м, возможно, по политическим причинам. Теперь это место поклонничества нольделюбов, разумеется. 

Нольде продолжает писать, потихоньку создвая свой стиль - хотя его работы 1900-1905 года ещё никакой не экспрессионизм, а подражание различным видам импрессионизма - можно посмотреть на тот же портрет его жены, или портрет знакомого художника Schmidt-Rottluff-а.

Я нашёл картину 1907 года, которая хотя и не библейская, но довольно аллегоричная, и в которой снова обнаруживаются следы "настоящего Нольде".


Emil Nolde - Lichtzauber (Light Magic) (1907)

Где-то с этого момента Нольде перестаёт писать реализмы, и начинает писать своё.  Но вот беда, эта мы сейчас считаем его работы гениальными (или хотя бы талантливыми), а в то время их считали преимущественно наоборот, и как следствие, Нольде всё сильнее и сильнее попадал на деньги. То есть, у него их становилось всё меньше и меньше, в какой-то момент почти нисколько.  Это был самый трудный для него период, и в финансовом смысле, и вообще.  Но при этом ничего такого библейского он не писал, продолжая всё больше по цветам, пейзажам, пейзанам итп.


Как мне кажется, поворотным для него стал именно цикл четырёх библейских работ, которые он написал в 1909; интересно, что они снова поделились пополам, две "позитивные", "про хорошее" и две "негативные", "про плохое" из жизни Христа.  Схранилось три из этих четырёх работ:



Emil Nolde - The Pentecost/La Pentecôte/Pfingsten/Пятидесятница (1909)

 

Emil Nolde - The Last Supprt/La Cène/Abendmahl/Последняя вечеря (1909)



Emil Nolde - The Mockery of Christ/La Dérision du Christ /Verspottung/Осмеяние Христа (1909)

Эти работы вызвали, как бы мы сказали теперь, довольно широкий резонанс в узких кругах. Их почти сразу купили музеи, причём по поводу одной из них (Пятидесятницы) случился скандал - её сначала купил один из кураторов музея, но затем против покупки выступил директор (типа, "только через мой труп"), и картину вернули. Кроме того, картину не приняли и на выставку современного искусства Берлинский Cецессион, Нольде стал ругаться с дирекцией, и его исключили из этого сообщества. Но плохого пиара не бывает, про него стали писать, и даже если это была ругань, она, как часто бывает, стимулировала продажи.   

Четвёртая картина из этой серии, Распятие, не сохрнилась (точнее, её местонахождение после продажи в 1929 году неизвестно). Остались только черно-белые снимки.




В течение следующих двух лет (с конца 1909 по 1911) году Нольде пишет ещё несколько работ на библейские мотивы (надо отметить, что сюжеты он часто выбирает, скажем там, небанальные - в очень многих случаях мне пришлось рыться, чтобы узнать, что же это была за история):



Emil Nolde - Joseph Recounts His Dream (1909)



Emil Nolde - Christus und Die Kinderen (Christ and the Children) (1910)




Emil Nolde - The Christ in Bethany/Le Christ à Béthanie/Christus in Bethanien/Христос в Вифании (1910)




Emil Nolde - Pharaos Tochter findet Moses (Pharaoh's Daughter Finds Moses) (1910)




Emil Nolde - Eva (1910)

Это только сохранившийся кусок картины - вся целиком она включала и Адама (и по-моему Змея тоже).



Emil Nolde - Tanz um das Golden Kalb (Dance around the Golden Calf) (1910)


И последняя (в этом постинге) и очень странная, даже для Нольде, по сюжету картина 

 
Emil Nolde - Christus in der Unterwelt (1911)

Наверное, кощунственно говорить, что Нольде "выскочил на религии", но почти все его библейские работы того времени покупались, либо частными коллекционерами, либо музеями, и как следствие, тянули продажи и других работ. 



В этом месте можно перейти к ранее опубликованному рассказу про полиптих Житие Христа, а про работы, написаные после него, я напишу потом, в другом постинге (а то и -ах).
Subscribe

  • C новым годом!

  • Yay, Day One!

    Первый день без дождя за, как уже кажется, сто лет.... Мы почти что видели солнце!

  • Ответ про

    Так вот, это не " вьетнамки в болотах Тверской губернии", в вовсе бельгийки ( и бельгийцы, на заднем плане) начала 20 века, работающие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments