?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Я вчера поставил фотографию билборда выставки Эль Греко в Дюссельдорфе как бы и для затравки, но ещё и для того, чтобы показать размах события. Это будет, судя по всем, блокбастер года не только немецкого, но и европейского масштаба. Поэтому там и вся пропагандистская артиллерия налицо (в смысле - in your face)  - специальный брендинг, куча параферналии вокруг и около, и вообще некое нагнетаниe культурной истерии - типа, не смейте даже думать не сходить!

Но это всё заслуженно, на самом-то деле. Эль Греко они и правда собрали море, по сусекам со всего мира, и общеизвестные шедевры, и совсем незнакомыe вещи, и всё самого высокого класса. Но при этом выставка не только про  Эль Греко, но гораздо шире, кураторская задумка была в показе его влияния (реального или приписаннного, включая, так сказать, самоприписанное) на многих мастеров 19 и 20 веков (охваченных одним широким и поэтому бестолковым концептом "модернизм"). И чтобы влияние показать, свезли этих картин тоже море, близко к сотне, причём многие тоже совершенные шедевры.

С одной стороны, это банальность, конечно - про "Большое Влияние На Модерн" нам рассказывали чуть ли не в школе; по-крайней мере^ никакие предисловия к Модильяни или Сезанну не обходились без указаний на "влияние" Эль Греко, которое они "испытали". Но с другой стороны - одно дело трындеть, а другое - посмотреть реальные картины, развешанные рядом друг с дружкой. Совсем по-другому всё это дело играет. 

В этом постинге я соберу только работы самого Эль Греко - нет нужды говорить, что снимать на выставке было нельзя, и пришлось потом посканировать немного из каталога. Это далеко не всё, что там показано, около половины, примерно.  



Внимание! Под катом очень много очень больших картинок.

Я начну для приличия с обложки этого самого каталога (очнеь достойно изданного, надо отметить):




А этой работы из Эрмитажа на выставке как раз нет; я привёл её просто чтобы отыграть тут свой детский импритинг. Как и у многих "советских людей", Эль Греко у меня навсегда связaн именно с этой работой, растиражированной повсюду (по-моему, я её впервые увидел на марке).



Были и другие, конечно, но эта как-то сильнее многих запомнилось (при том, что о никаком понимании "сюжета" тогда не могли идти и речи). Но и без, так сказать, контента картина поражала: вроде бы и "реализм", но на самом деле колоссальная стилизация, по сути дела - стёб над реализмом. Этот такой же реализм, как Демон Врубеля реализм.



Уже потом в Эрмитаже я смотрел, из чего Петру сделали волосы и офигевал, как так можно было писать - пусть и в конце, но 16 (!) века. И да, я тогда не знал слов "аниме" и манга" (и были ли они тогда уже?), а то бы я уже тогда сравнил его эмоции с анимешными мультикам.
 



Но к выставке.  Помомо названия картины, я буду указывать ещё и музей, из которого её привезли, чтобы показать размах мероприятия.

 

 Adoration of the Name of Jesus (c.1570s)
Oil and tempera on pinewood, 55 x 34 cm
The National Gallery, London 

Рыбья пасть влблизи - это, конечно, чиста хоррор:


Saint Francis in Prayer (1587)
Oil on canvas, 87 x 106 cm
Museo de Bellas Artes de Bilbao


Saint Francis in Prayer (c.1600s) - отмечается, что это работа во многом мастерской. 
Oil on canvas, 88 x 100 cm
Private collection, UK


El Greco & Jorge Manuel - The Immaculate Conception (c.1607)
Oil on canvas, 58 x 108 cm
Fundacion Selgas-Fandalde

Тут, кстати, тоже всё небо в яблоках в лицах:



А вот тут хорошо видно, откуда растут ноги у дррраматичьных небес Вламинка:



Но это я перепрыгиваю в следующий постинг.  Пока "просто" про Эль Греко.



The Immaculate Conception Contemplated by Saint John the Evangelist (c.1585)
Oil on canvas, 117 x 236 cm
Museo de Santa Cruz, Toledo

Для некотрых картин я показываю ещё и некоторые крупные фрагменты; ... эээ, сам не знаю, зачем. 







El Greco & Jorge Manuel - The Immaculate Conception (c.1613)
Oil on canvas, 82 x 108 cm
Museum Thyssen-Bornemizsza, Madrid

Кстати, о мелких разноразмерных и разноплановых вставках у Дали...  


И снова небеса, вах, какие небеса! Я в какой-то момент просёк, с чем у меня ассоциируются небеса Эль Греко - это конечно, WoW, c их магическим реализмом:



Надо выставку делать про влияние Эль Греко не на "модернизм", а на сюрреализм.


El Espolio (Disrobing of Christ)  (c.1580-5) - кстати, жалко, что для большинства картин не приведено их оригинальное испанское название.
Oil on canvas, 98 x 165 cm
Bayerische Staatgemaldesammlungen, Alte Pinakothek, Munich






 Penitent Magdalene (c.1580)
Oil on canvas, 84 x 105 cm
The Nelson-Atkins Museum of Art, Kanzas City, Missouri, US

Известно, что зеркал у Эль Греко нет (почему-то). Поэтому я выслеживал уж какие-никакие, а отражения





The Holy Family with Saint Anne and the Infant John Baptist  (c.1585)
Oil on canvas, 178 x 105 cm
Museo de Santa Cruz, Toledo

Заметно, кстати, что в погоне за магической красотой Эль Греко была глубоко по барабану "реальная анатомия"; ну как: скажите мне, могла угнездиться рука мужика справа (патрон? Св. Иосиф?) на плече у Св. Анны?


Ну ладно, ладно, это, положим, стёб. Но рука Марии туда тоже не слишком хорошо вписывается:





El Greco & Workshop - Agony of the Garden (1590s)
Oil on canvas, 102 x 131 cm
The National Gallery, London



Пределы сканирования, когда уже структура бумаги/краски начинает проявляться; и одновременно намёк на пуантилизм: 


The Holy Family with Saint Mary Magdalen (1595s)
Oil on canvas, 100 x 130 cm
The Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio 






Saint Peter with the Keys (1600s)
Oil on canvas, 68 x 53 cm
National Gallery, Alexandros Soutzos Museum, Athens


Saint John the Baptist and Saint John the Evangelist (1610s)
Oil on canvas, 86 x 110 cm
Museo National del Prado, Madrid


Saint Jerome in Penitence (1600s)
Oil on canvas, 90 x 105 cm
Museo d la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, Madrid






Saint James the Less (1610s)
Oil on canvas, 80 x 100 cm
Museo del Gresco, Toledo


Saint James the Greater (1610s)
Oil on canvas, 77 x 97 cm
Museo del Gresco, Toledo




Apostle Saint Peter (1610s)
Oil on canvas, 106 x 209 cm
Patrimonio Nacional y el Real Monsterio de El Escorial
Adoration of the Sheppers (1603-5)
Oil on canvas, 135 x 116 cm
Museo del Patriarca del Real Colegio de Corpus Christi, Valencia 


Christ on the Cross (1613)
Oil on canvas, 69 x111 cm
Collection  Santader



Это как бы Иерусалим.




The Opening of the  Fifth Seal (The Vision of Saint John) (1608-14s)
Oil on canvas, 193 x 222 cm
The Metropolitan Museum of Art, New York

И последняя картина, вошедшая во все пропагандистские материалы - Лаокоон:


Oil on canvas, 137 x 172 cm
National Gallery of Art, Washington, DC







Как бы строя мостик в следующий постинг, вот моя "модернисткая" версия этой картины (материал - сильно помятый пакетик с выставки)  







 
 
 
 
 
 
респект авторам билборда и за пакетик тоже респект
сомневаюсь, правильно ли делаю что об этом говорю....
но мне выставка не показалась сверхудачной
Эль Греко собран не самый лучший,
а сопутствующее наполнение, призванное по замыслу кураторов заполнить нишу, проторённую мастером
наоборот, разжижает впечатление...
Никогда не надо думать, писать или не писать - конечно, писать! Я, например, зато узнал концепт "сверхудачная выставка" :)

Я, кстати, не писал нигде, что считаю выставка "сверхудачной". Но с другой стороны, если не хвалить такие вещи, то что вообще остаётся хвалить? Эль Греко они собрали фантастически много, и очень хорошего; типа, попробуйте в наше время собрать больше.

Я не считаю то, что там показано кроме самого Эль Греко, "сопутствущим наполнением"; там точно так же много первокласных работ, и вообще задумка интересная. Да, можно ещё интереснее, и ещё лучше работ "последователей и продолжателей" поискать, но и за это им огромное спасибо.
Какой облом! Далеко ехать. И не успею. А я же фанат ЭГ.

Спасибо на показе!
Жалко, может как-то выберешься? Ты вроде как-то поругивался на Эль Греко (или ты был Веласакес? я забыл), но если ты фанат, то это просто must see. На плакате неправильно написано, выставка до 12 августа. И в городе ещё есть что посмотреть, по-крайней мере ещё две очень интересные выставки.

Edited at 2012-06-19 08:24 pm (UTC)
Не, это Веласкеса я не считаю главным гением, а вот Эль Греко как раз да. Если до 12 августа, то, может, выберусь! А ты к нам?
Когда (и если) поедешь, свистни, пожалалуйста, я бы подскочил; я совсем не против ещё раз всё это дело посмотреть. И да, можешь у нас остановиться, от нас до Д. 1.20

Про вас - ты не пришлёшь ваши адреса и явки? Куда вы там собирались в августе?
В августе мы собирались в Innertkirchen с 4 по 15. А до этого на выходные ты хотел?..
Мы в каком-то подвешенном состоянии, из-за индийского проекта, который всё не подтвердится. Если он сорвётся, я бы приехал, всяко.
Очень жду.
Тут в эти выходные вообще будет симпозиум по Эль Греко - http://www.smkp.de/en/exhibitions/current/el-greco/symposium-el-greco-and-modernism.html

То есть, ты просто must come, реально; там же кроме самого Эль Греко дофига твоих любимых экспрессионистов - Бекман, Кокошка, Эгон Шиле, Оппенгеймер, Блох. Walter Ophey. А ещё Делоне, Сезанн, Дюшан.

Edited at 2012-06-19 08:32 pm (UTC)
Ай, спасибо!
О, спасибо! Обожаю Эль Греко.

А у него правда такой кислотный зеленый цвет?
Ага. На многих картинах совершенно улётно-кислотные цвета, мои репродукции тут мало что передают.

Проблема тут, правда, в том, что неясно, насколько это уже сегодняшние реставраторские заходы. Там была показана одна работа (тоже Св.Иероним, но немного другой, чем здесь), которого зареставрировали в модерн просто насмерть, в начале 20 века примерно. Там просто всё было арт-нуво зелёно-фиолетовым замазано. Потом почистили, оказалось, что ничего такого Эль Греко не имел в виду.

Многие картины на выставке выглядят очень "свежо", не очень понятно, насколько это оригинал, а насколько - лакировка последних лет.



Спасибо. Увидела пару ранее невиденных. Круто.