?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 

Слева - копия (в смысле, копия для себя, на память) картины Эль Греко Крещение Христа (1595) (справа - как раз скопированный фрагмент; если кому-то интересно, ссылка ведёт на саму картину). Копия создана немецким художником и архитектором Эдвином Шарфом (? - Edwin Scharff) в 1907 году, и иллюстрирует как раз первый (и долгое время основной) способ знакомства художника с другим художником, про который я только что писал - проехал и сам посмотрел.

С созданием этой копии связана довольно интересная история - вообще-то Edwin-у Scharff-у дали грант на посещение Мадрида для того, чтобы он лучше изучил творчество Веласкеса. Но увидев Эль Греко, он как бы забыл "про всё на свете", и почти всё время провёл за копированием именно его работ (в конце он написал пару "веласкесов" просто для отмазы).

Понятно, что вернувшись в свой Гамбург, он с жаром рассказывал об увиденном (и смог даже кое-то показать коллегам). И он был не один - в Германии становилось всё больше и больше людей, "запавших" на испанца-грека: стали выходить какие-то книги, в которых его уже не оголтело ругали (было и такое), а уже как бы хвалили, в коллекциях музеев нашлись картины Эль Греко (которые до этого приписывали кому-то другому). Наконец, случилось довольно эпохальное событие - огромная выставка работ  Эль Греко в Мюнхене в 1911 году (точнее, даже две - сначала в частной галерее, а потом в самой Alte Pinakothek (я думаю, что посетителям уже тогда не разрешали ничего фотографировать, поэтому эти балбесы и имеют только безлюдные залы в своих архивах):



Но такое "прямое влияние" уже не было единственным, точнее, появились и более опосредованные каналы, скажем, через французские школы, которые уже были околдованы Эль Греко (и активно распространяли "заразу" дальше).  



Пример такого "освоения" - немецкий художник из Карлсруэ Карл Хофер (Karl Hofer); он считается "видным экспрессионистом", хотя он и не принадлежал никогда ни к одной из официальных "тусовок" этих движений в Германии (типа группы Мост (Die Brücke) или Голубой рыцарь (Der Blaue Reiter). Зато он был страстным поклонником Сезанна (и как я понимаю, уже через него или его окружение узнал о работах Эль Греко).  Устроители выставки видят в его работах большое влияние последнего (хотя мне видится больше влияние первого):


Self-Portrait with Model (1909)



Couple under Leaves (1911)


The Flag Bearers (1913)


Two Women (1911)


Первым ли, вторым ли путём (а скорее, всегда некой сбороной солянкой из "всякого сора"), но согласно устроителям выставки влияние на немецкий экспрессионизм Эль Греко оказал огромное, чего они собрали большое число примеров. Как я уже писал, некоторые мне показались уместными, некоторые - притянутыми за уши; но и пусть, всё равно собрали много отличных вещей, с влиянием ли или без - не суть.  Отдельным бонусом было большое количество или совсем неизвестных , или малоизвестных (но интересных) имён.

Например, оказалось, что выделяется (помимо Большого Немецкого Экспрессионизма - ELK, MB, MP и других по списку) некий малый, рейнский экспрессионизм - например, Walter OpheyAugust Macke или Heinrich Nauen. Каждого из них что-то, да показали.


Walter Ophey - Christ II (1913)
  

Walter Ophey - Church with the Sun (1920)


 August Macke - Three Nudes (1913)



Henrich Nauen - Lamentation of the Christ (1913)


Henrich Nauen - Christ on the Mount of Olives (1921)

Насмотревшись (прямо тут же в залах) много Эль Греко, можно, конечено, много какого влияния обнаружить; если же посмотреть на  творчество многих из этих художников, то слов "влияние" начинает обрастать большим количеством "ну, с одной стороны, в вот с другой стороны". 

В случаях с некоторыми другой стороны становится совсем много - вот, например, ранняя работы Макс Эрнста, Распятие (


Max Ernst - Cruxifiction (1913)

Классно, кончено, узнать, что у раннего Эрнста и такие работы были; но, как говорится, всё равно не за это мы его любим.

Но и всё равно, и всё равно - много старых и новых имён, много интересных работ, чиста грех жаловаться:

Карло Менсе - художник из Дюссельдорфа; показано несколько его работ, довольно разных:


Carlo Mense - Descent from the Cross (1914)

Josef Eberz - то же самое, совсем новое имя, интересные (и очень разные) работы:


Josef Enberz - Martyrs (1917)


Josef Enberz - Edem (Tropical Garden) (1917)


+++

Что ещё осталось:

- Макс Бекман (заслуживает отдельного постинга)
- Оскар Кокошка (то же самое)

- 1 (или 2) мелких постинга, с виньетками

 





 
 
 
 
 
 
Что-то ты Маке записал в малоизвестные, рядом с Офеем. А он как раз вполне себе в первом ряду, рядом с Паолой Модерсон-Бекер.

Макс Эрнст неожиданный, да. А хоферовская последняя картина - да, чистый Грек.
мм, я не записывал, это ты как-то так прочитал мои (я согласен, по обыкновению корявые) писульки. работы маке я тоже раньше видел (других нет), но для меня, например, открытием было существование некоего отдельного "рейнского" экспрессионизма - то есть, для нас это практически "местные" дюссельдорф и карлсруэ, а не далёкие мюнхен или вена
очень красиво, кроме эрнста.

а что это за паттерн такой в виде вертикальных полосок на последних холстах - брак репродукции или они писали на такой гофре?
я боюсь, что это мои кривые ручки. у меня новый сканер, и я не очень с ним ещё освоился, в некоторых случаях он вот такой вот муар даёт (те, я ему позволяю, если точнее). я пересканировал, не совсем исчезло, но стало чуть лучше (правда, только чуть :(.
просто уточнил :) спасибо, что выкладываете!