?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 

В выходные довольно случайно попали в Брюссель, а там я, тоже довольно случайно, попал на выставку Mapping Cyprus. В этом году Кипр президентствует в Евросовете, и выставка как бы приурочена; а в этой всей связи и сама выставка, и экспонаты там не просто художественные артефакты, но заодно (если не в основном) призваны чего-то такое означать и символизировать (это и всегда так с "художественными артефактами", но в некоторых случаях более так, чем в других).

У меня ещё с детских времён аллергия на всё "киприотское", из-за всех этих бесконечных "греческих киприотов vs турецких киприотов", постоянной какой-то возни, херни, а то и бойни... буэ; а потом, конечно, честно заработанный статус стиральной машинки для российских полу-, не- и совсем уж нелегальных денег тоже ничего хорошего к репутации не добавил.

Хотя если отрешиться от "всего этого", то история самого острова-то просто по определению должна быть жутко интересной. Такой она и является, конечно - нескончаемый фейерверк из империй, королевств, колоний, государств, протекторатов и чего только не. Современное шизофреническое состояние добавляет, разумеется, к сюру, но многовекового сюра там и до этого было - полные симулякры.

Если не ждать, что выставка "честно", с некоторых абстрактно-марсианских позиций расскажет про все эти интересности, а, наоборот, ожидать, что она будет политически ангажированной и лоббирующей определённые моменты в истории (и фильтровать этот bozar) - то выставка очень хорошая. Много интересных икон, много интересных карт (mapping в названии - не метафора, а совершенно реальные десятки редких старинных карт, не только концептуальные новоделы, как выше).

Я даже немного жалею, что - повертев-повертев - так и не купил каталог; мне показалось, что полиграфия у него так себе, особенно в сравнении с только виденной красотой икон и карт; возможно, его нужно было брать хотя бы и как артефакт современной полит.тусовки.

Под катом - буквально пара картинок

иконок с выставки


Unknown Master, Christ Pantokrator (18th cent)


Painter of Klonari II - Crucifixion 


Twelve Apostles Emba, from the Church of Chryseleousa



Painter of Klonari II - Nativity, from the Church of St. Nicholas


и её деталь





Painter of Kyperounta and Monagri - Virgin with Christ Hodegetria

Вот где внезапно пригодились мои недавно приобретённые познания в одигитриях; я там даже умудрился микролекцию прочитать каким-то бабушкам; там были представлены как раз разные позы, поэтому можно было просто тыкать пальцам и рассказывать.


Святой Михаил (в офигенных колготках!)



Ещё мне в нём понравилось включение в икону другой иконы; а могли бы и эффект Дросте попробовать.




Заглавной иконой (она присутствует на всех буклетах, брошюрах, плакатах по всему городу итп - выбрано изображение Св. Маманта (Saint Mamas,  или чаще Saint Mammes



Этот какой-то совершенно неизвестный мне святой, но так случилось, что его деяния происходили как раз на Крите, поэтому он и стал знаковым. На выставке было несколько его икон, и некоторые львы были просто очаровательны.




Странный белый свёрток, который святой держит где-то в области живота - не завуалированное изображение пениса, а овца (иногда - ягнёнок, lamb, со всеми полагающимися обертонами смысла).

Согласно легенде, Св. Мамант отшельничал где-то в одной их пещер на Кипре. Тут к нему пришли солдаты ака сборщики налогов (ненавязчиво отмечается, что то были "оттоманские солдаты"). Денег Св. Мамант им не заплатил, за что был депортирован во дворец (вариант - в суд).  Тут, во время процесса депортации, как раз и случилось чудо - внезапно мимо них пронеслась та самая овца, за которой гнался лев (водятся ли львы на Кипре? водились ли раньше?)

Св. Мамант приказал льву остановится и не трогать овцу; лев тут же послушался, святой взял овцу на руки, сел на льва и так и поехал во дворец (вариант - к судье). Там, разумеется, все обалдели, приказали святого освободить (в том числе, и от налогов). Интересно, что овца осталась при дворце (вариант - была отдана судье, как плата за процессуальные издержки).   
 

Одной иконы, отличной, с картой (!) не нашёл нигде в сети - :(  Таки надо было брать каталог. 
 

зы: Стоит, пожалуй, дописать, что выставка - это не только пачка икон и карт (и некоторых других старинных киприотских артефактов). Есть и современная часть, но даже важнее то, что не всё там дали делать только самой Республике Кипр - бельгийцы тоже приложились к дизайну и концепции, так, чтобы она не вышла уж совсем однобокой. Например, они послали двух писаталей, в две разные половинки Кипра, и те привезли альтернативные нарративы; ну, то есть, ещё раз - выставка интересная. 




 
 
 
 
 
 
О боги, откуда "оттоманские солдаты"?
Святой Мамант жил в III-IV вв.: http://en.wikipedia.org/wiki/Mammes_of_Caesarea
лол, это не ко мне вопрос, я честно кавычки поставил :)

и я описался, конечно, оттманские были не солдаты, а authorities; зато арестовывали его самые настоящие "турецкие полицейские":



Да, смешно ;-).
Возможно, впрочем, что есть совсем локальная народная легенда, неканоническая, где вся "старина" смешана вместе: и Диоклетиан, и Юстининиан, и турки ;-)