?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Появление два постинга назад кусочка Брейгеля - результат посещения т.н. Mayer van den Bergh Museum в Антверпене. Надо добавить - "наконец-то" посещения; он давно стоял в планах, но ноги никогда не доходили.  Но тут такой повод - выставка "неизвестного" Брейгеля, чуть не эпохальное событие для берейгеле-ведов/любов (к которым я себя не особенно относил - что не мешало, конечно, считать многие картины шедеврами).  


Музей, кстати, очень необычный  - ещё немного, и его можно было бы отнести к т@гу "малые музеи" (про московские разновидности которых недавно писала snorapp). Он действительно крошечный, по сути дела, это один частный дом, высокий и узкий, с многочисленными этажами и странными переходами между ними; я не уверен, что до конца понял его топологию:

 



Ещё немного - про музей, коллекцию, и соббсно сабджект



Фотографии так себе, поскольку там а) темно и б) официально снимать запрещено (но все всё равно снимают, хотя и полуподпольным образом).  

Несмотря на малый размер музея, коллекция его шедевральная, там есть прекраснейшие работы, от 14 до 17 веков, включая самых-самых авторов; при этом их можно рассматривать без всякой давки и в очень интимной, если можно так выразиться, обстановке - маленькие комнатки, почти никаких ограждений, можно хоть носом воткнуться (вероятно, некоторые пытались, поэтому самые ценные работы всё-так за стеклом).


The Virgin and the Child Enthorned, with Scenes from the Life of Virgin (c. 1270)
     
 

Virgin and the Child, with Female Saints (с.1570)
 

Но он (музей) хорош ещё и тем, что там не просто ковровая развеска картинок по стенам; там собрано и множество других артефактов - резьба по дереву, по кости, книги, мебель итп - так что создаётся ощущение, что ты весь внутри одного большого арт-объекта (это не моя фотография, а скан из каталога, но она как-то передаёт это чувство "внутренности"):




Про "остальную" коллекцию я тоже постараюсь потом рассказать (точнее, просто показать картинки, которые тайком получилось снять), но сейчас - собственно про Брейгеля.

Музей и до этого был известен несколькими большими работами (например, там висит знаменитая Безумня Мэг (Mad Meg, или Dull Gret) - причём, к этой выставке её отреставрировали (и сейчас показывают в том числе и фотографии некоторых этапов реставрации, очень интересно):  





Но оказалось, что у них в запасниках хранилось большое количество гравюр Брейгеля, и вот собственно их-то они и показывают сейчас.  Эта, гравюрная, сторона его творчества мне была совсем почти незнакома, и совершенно напрасно. Оказывается, он был - и сначала, да и потом - прежде всего, гравёром, рисовальщиком, и за это ценился. В какой-то момент он даже собирался стать картографом, настолько его увлекал процесс выписывания мельчайших деталей на своих работах:



The Penitent Magdalene



 The Bird Catcher

Каждая такая гравюра - как свой маленький мир, там можно "бродить" по часу; в этой связи времени никакого не хватило, и в музей надо будет ехать снова (я надеюсь).  

И тогда понятно, откуда у Брейгеля потом такие крышесносные картины с ландшафтами появились (те же Охотники, да и вообще все-все-все):



(Кстати, авторство именно этого Сеяльщика сейчас оспаривается, но в сильном влиянии на автора - а то и просто копировании им - Брейгеля никто не сомневается).

"Набив", так сказать, руку на ландшафтах, Брейгель начал создавать такие же сложные и детальные миры уже размером с комнату:



 
Здесь "набив" - не просто красное словцо, он действительно стал писать жанровые сцены только много позже, после целой серии ландшафтов; и ещё позже появились его фантасмагории:





Я не очень хочу вываливать сюда просто груду сканов; мне кажется, многие (все?) из этих работ вполне заслуживают своего отдельного постинга, с подробным разбором деталей (ну, или хотя с показом этих деталей покрупнее). Так что пусть это пока будет stub aka анонс выставки. Если кому-то не терпится интересно, можно кликнуть на репродукции и посмотреть большие версии.
 

 

 
 
 
 
 
 
Не откладывай подробный пост в долгий ящик!
ты знал!
Мы это всё любим. Фантасмагории особенно.
"Магдалена" и "Птицелов" напоминают виды городов из атласа Civitates Orbis Terrarum, только его еще не напечатали, когда Брейгель делал свои гравюры. Из современных ему картографов, пожалуй, только отдельные виды из "Космографии" Себастьяна Мюнстера можно поставить рядом. Спасибо!