?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Собрался я было приступить к своему эпическому постингу про историю всех религий на свете (и все истории про эту историю), да оказалось, что как всякий истинный дилетант, ничего толком не знаю.

Вон например: это изображение того, что я многие годы - с подачи ковбойско-индейских фильмов (а потом и некоторых мультфильмов) и  советских школьных книжек - считал индейскими вигвамами. Изображение сделано в жанре акварель некто Karl Bodmer-ом, художником из Швейцарии, который принимал участие в экспедициях вверх по реке Миссури в США в 1832-34 годах.

И это, и многие другие его рисунки и акварели, судя по всему, довольно точно отражают жизнь индейцев разных племён, которую ему удалось увидеть (здесь, в частности, племя Сиу (Sioux)).  Ещё чуть-чуть, и он мог бы ездить уже и с фотокамерой, но пока нет. И, кстати, более поздние фотографии (1880) примерно то же самое и показывают:




Но дело в том, что эти конструкции не называются вигвам; они называются типи (tipi, иногда пишется как tepee, иногда teepee или даже tepie).  Причём, это именно самоназвание, слово в языке лакота, на котором говорили многие племена. Thípi близко по смыслу к английскому dwell, то есть, житьпроживать в каком-то определённом месте.

Русское жить (и производные жильёжилище) по смыслу то же самое, конечно, но они имеют и более широкое значение, жить в биологическом смысле; возможно слова селоселиться являются более походящими аналогами в этом случае (*).  В голландском, кстати, тоже есть специальное слово, wonen - жить в каком-то месте (доме, городе). По-голландски можно сказать и leven в смысле "жить в где-то", но это же слово означает "жить биологически" (аналог английского live).

Но вигвамам это всё не является; 

настоящими вигвамами является вот что




Это фотография вигвама племени апачи, конца 19 века. Дело тут не в том, что он из соломы - некоторые вигвамы делались и из шкур и тканей тоже: 




Дело в другой геометрии, другой структуре - типи можно (нужно) было делать из прямых веток, которые ставились конусом и потом уже оборачивались, а вигвамы имели куполообразную форму (dome), их нужно было собирать из изогнутых веток (или же гнуть прямые в ходе сборки), а потом покрывать чем-то сверху.  




Можно подумать, что это так эволюция жилища - от более простого в конструировании конуса, до более эффективной в деле захвата полусфере и уже потом к зажирающему всё над собой пространство кубу.  Мне, однако, кажется, что шалашик-полусфере был первой формой (не обязательно идеально ровной, уж как там получится), и что конусы типи уже потом появились, как с одной стороны деградация, а с другой - более элегантное и простое инженерное решение.   



Но я, как говорится, ни на чём не настаиваю (и говорил уже про своё дилетантство, в архитектуре и её истории в том числе).
 

Пользуясь случаем, насобираю сюда несколько рисунков того же Бодмера "из жизни простых индейцев 19 века":


Форт Пьер (Pierre) на реке Миссури, в окружении вигвамов типи



Жилище индейцев племени Мандан



Оружие и предметы быта


Эти рисунки все интересны, но этот особенно (мне, то есть), из-за вот этой шкуры с изображениями (которая своим изображением изображений делает рисунок и вовсе мета-интересным). 

О функциональном назначении некоторых вещей можно догадаться - нож, ножны, снегоступы (?).  Но даже если художник точно скопировал  чужое "художественно произведение", понял ли он при этом его смысл, (на)значение?  Была ли эта шкура декоративной картинкой из местной Икеи, чтобы дырку закрыть в типи? Или исторической хроникой? Стильной подстилкой? Культовым предметом (и какого культа?)


Вот "Скачки (в значении Horse Racing) в племени Сиу"



При всей беспроблемности изображения на первый взгляд, вряд ли это были скачки в том смысле, который был знаком европейцу первой трети 19 века. А какие ещё смыслы он мог там обнаружить, с другой стороны? 


Или изображение перформанса, названного им "Танец со скальпами" (Danse du scalp des indiens Meunitarris) 
 


 
В сети можно найти и другие версии:



Скорее всего, более графические, "облегчённые" версии создавались уже позже, их проще печатать, и проще рассматривать, они более карикатурные, что ли.  Но это я соскальзываю в дебри visual analysis, а если вернуться к содержанию... то там тоже, конечно дебри.

Почему он (они?) назвали это танцем? Потому что некоторые люди, собравшись вмести, начинали ритмично двигаться, что-то выкрикивать и напевать, а другие играли на неких музыкальных инструментах? И всё это напоминало если и не балы, то какие-то народные песни и пляски в Европе?

Как потом разрыли антропологи, изучавшие эти обряды, т.н. Танец Скальпов был одним из центральных религиозных ритуалов индейцев племени сиу, в ходе которого скальпы убитых врагов каким-то сложным образом вплетались в историю племени - иногда буквально, когда они становились элементом одежды или жилища воинов, но что, возможно, важнее, то, как они входили в Новую Историю, так сказать, прилепляясь к уже существующему корпусу истории. Поэтому, например, в церемонии участвовали женщины (это они держат шесты со скальпами на картине), которые были хранительницами истории племени, рассказчицами-хроникёрами; потому что так-то женщинам не полагалось участвовать в строго мужском действии.

Но как потом оказалось, всё ещё намного сложнее. Те, кого первые путешественники и описатели этих церемоний ("туристы") принимали за женщин, были на самом деле мужчинами, но с очень странным статусом - так и тянет последовать современной логике (и лексике), и назвать их опущенными, потому что они были чуть ли не наложниками шефа племени и его подшефов.  Но потому обнаруживается, что всё и ещё запутаннее, потому что то были какие-то сложные ролевые игры, реальный смысл которых нам теперь уже фиг понять; а всё ещё было вполне "работающим" и "живым" всего каких-то сто лет назад. 
 
Сейчас это уже всё "Сказки и легенды народов мира", в которых "воины племени Миннетари (Minnetaree) исполняет Танец Собаки". Ну, и как много мы все поняли, что тут именно происходит?









(*) По другому совсем поводу наткнулся на слово се́лище
 
 
 
 
 
 
Нет, ну мне кажется, типи были и у анасази. Просто функции разные - женщины в пещерах или в пуэбло, с детьми и огородами, а мужчины с собаками и типи странствуют по местности, охотятся.

Но это в наших краях, на юго-западе. На востоке да, вигвамы - скажем, под Плимутом есть мемориальная деревня.
Ой, где и у кого какие были типы жилищ - у кого типи, у кого вигвамы, или что-то ещё, существовали ли они одновременно, и как, и почему всё так сложилось (и как развивалось) - всего этого я совсем не знаю. Мой постинг не совсем про это.

Просто ещё час назад я бы в лицо и громким голосом смеялся над всеми, кто скажет мне, что "это не вигвам"; а оно вон как всё обернулось. Хочется как-то всё время при себе иметь вот этот вот укол - стыда? нет, радости тоже, конечно, от того, что что-то новое узнал; но и да, стыда, за то, что как же ты раньше-то так, неусомняшеся был.
Чё стыдиться-то, всяк может ошибиться.
да, здорово... проклятые переводчики и иллюстраторы Фенимора, нашего, Купера - не могли поточнее разобраться, где вигвам, а где типи... :) целые поколения, можно сказать, росли, как это часто бывает, не подвергая сомнению знания, впитанные в раннем детстве, где-нибудь между свинкой и скарлатиной...


ещё как-то не хватило отсылок к центрально-азиатской (sic!) юрте. может там тоже не все так просто???...

У индейцев были другие гендеры вообще...
яранга