?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Мне недавно попалась в руки интересная книжка, про которую я тут хочу рассказать немного ("попалась" тут имеет и смысл "случайно наткнулся", и "наконец-то она нашлась!"). Это не так давно выпущенный The Art Atlas - как пишут, "the first work to present the art of the entire world from ancient to modern times through extensive use of specially commissioned maps", "первая книга, представляющее искусство всего мира, от древнейших времён до наших дней, путём обильного использования специально сделанных для этого карт."

Карт (которые точнее назвать арт-ГИСами) в книге и правда море, по сути дела, это основное её содержание; то есть, про "атлас" не врут. Они (авторы) могли бы ещё подчеркнуть, что это World Atlas - там, наряду с  всякими европами и азиями, и действительно собраны данные про "искусства" регионов, которые редко попадают во всякие истории (и искусств тоже), типа Западной Африки или Полинезии. Понятно, что чем дальше в лес от Европы и чем глубже в пресловутую глубь веков, тем информации меньше, но всё равно глобальность охвата впечатляет (и радует тоже).

Недостаток данных исправляется сменой рамок - например, берётся ещё более огромной промежуток времени; пол-тысячелетия не крюк. Вот, скажем, описание искусства Центральной Азии от 500 днэ до 600 нэ - я показываю это просто как пример того, сколько информации перепадает на одну регионоэпоху:

 

Видно, что основной контент в карты и запихан. Серые пятна - не дефекты моего скана; я скопировал это изображение из прилагающегося к книге CD, в котором все арт-работы затёрты; но если честно, то почти все эти репродукции произведений искусства не так и важны - мало того, что полиграфия невысокого качества (но только репродукций, не карт - карты отличные) и они маленькие, но их и просто мало. Две штуки чего угодно для тысячи с лишним лет всё равно маловато будет.

Для интересующихся - под катом ещё немного

картинок и слов по поводу.


Я приведу пример одной из вышепоказанных карт в большем разрешении (даже это изображение довольно большое, плюс ссылка ведёт на ещё более крупный файл). Карты - небыстрый формат, на карту нельзя мельком взглянуть - и дальше листай (то есть, можно, конечно, но what's the point?).  Карту можно часами рассматривать, и думать, думать.



Вам, возможно, захочется увидеть легенду, что тут эти все значки и линии на карте означают. Но это не так уж и важно (в этом постинге, по-крайней мере). Можно догадаться, что это расположение каких-то место раскопок, городов с памятниками, курганов итп.

И тут, конечно, начинаются претензии - с одной стороны, здорово, что они сделали и отдали людям файлы (я, кстати, читаю эту книгу в основном как файл, карты на бумажной версии мне уже трудно рассматривать, слишком мелкие). Но если уж ты двинулся в дигительное, то чего же не делать следующий шаг? Все эти значки и места можно было бы залинковать хотя бы на википедию, а то и на свой собственный сайт.  В идеале это вообще должно быть связано с гугловским картами, просто стать там одиним из слоёв.  

Гугловский Art Project  - красота, никто не спорит, но логичное продолжение его - именно вот такая всемирная-всевременная карта человеческого искусства (которая даже не картой становится, а каким-то четырёх- (а то и больше-) мерным объектом.) И ещё бы открытым, в вики-формате.

Приведу пример одного из артефактов, скрытого на репродукции выше:



Это золотая застёжка в форме воинов, из курганника Тилля-Тепе (Tillya Tepe). Про эту уникальную находку много писали в советской прессе конце 1970-х,  курган находился на территории Афганистана, с которым тогда сильно дружили.  Первые раскопки сделали тоже советские археологи, нашли там тысячи золотых украшений и изделий (типа вот этого), ценность которых не столько в золоте, конечно, сколько в "проливании света".

Но потом началась афганская война, потом вообще бардак, с талибами, взрывающим будд, потом с американцами, взрывающими талибов, взрывающих будд итд.  Были опасения, что все эти находки пропадут, но вроде бы нет, их смогли сохранить в Кабульском музее, и даже какую-то часть коллекции показывали в западных музеях.  Новых раскопок, понятно, никто сейчас там не отважится вести (а может, и есть такие герои?) 

Короче, всё это жутко интересно, и ни в какой бумажный атлас не влезет - но в дигитальный бы проект можно было бы как-то утолкать. Сколько было бы разжиганий по религиозному признаку пользы миру!

Чем ближе к нам самим любимым, тем меньше и кусочки времени, и площади. Вот, например, одна из карт разворота "Германия &  Швейцария 1500-1650":  на ней показано расположение мастерских крупнейших художников  (то, что обычно обзывают словом workshop).




Полезный в хозяйстве GIS; опять же, жалко, что без гиперссылок, но это можно про каждую карту так говорить, так что больше не буду.


Кстати, произведением искусства в этом разделе работает интересная гравюра Кранаха Младшего, "Тайная Вечеря Протестантов, Наблюдающих за Падением Папы в Ад" (Last Supper of the Protestants and the Pope's Descent to Hell1546); я просто сейчас читаю текст, в котором протестаны изображаются чуть ли не такими просветлёнными буддистами. Ага). 


  


Самое свежее искусство - 20-й век, его так и описывают периодом в 100 лет, по развороту на страну (или на какой-то коллаж из нескольких стран). Вот какие основные вехи случились с искусством в России/Советском Союзе:




Последним значительным событием в истории совриска в Росии была выставка нонкорфмистского искусства аукционным домом Sotheby's в 1988 году.  

За всё непосредственно до-, пост-, а также и советское отдуваются две работы:


 Над пропастью во Сбор урожая ржи (1912) Казимира Малевича (спасибо, как говорится, что хоть не Ч.К.)
 


и почему-то Сергей Герасимов с Holiday on the Kolkhoz (1937)



Пример соцреализма как пример, но, как говорится, комменты доставляют;  типа, "ладно он бы он просто приукрашал жизнь советских крестьян, так ведь врал, хуже - втирал!  У них же в это время голод был!"  

Для подтверждения "голода" приводится, разумеется, карта (на ней линк на большую версию):

 

Красные пятна - территории, на которых были расположены лагеря ГУЛАГА. Типа, какое текст без под контекста?


Ну, и ладно, киньте в них камнем, но только те, кто совсем-совсем неангажированные. А так всё равно издание интересное, побольше бы такого, и подигитальнее.

 
 
 
 
 
 
интерактивные ссылки на сами арт-объекты - это хорошо, но уже на финишной прямой. дигитальный проект такого рода должно было бы организовать, как интерактивную карту, с предоставлением пользователю возможности визуализации базы данных по различным параметрам: хронология, медиа, направление, авторы, школа, место хранения и т.д. до бесконечности - мне кажется, главное в таком проекте возможность найти свою иголку, но не потерять из виду и стог. в принципе, это все ГИС-технологически не так уж и сложно. проблемы, как всегда, во-первых, в создании такой базы данных, где каждый из сотен тысяч арт-объектов был бы соответствующим образом атрибутирован, а во-вторых, историко-географические проблемы картографической основы - изменившиеся линии побережья, русла рек, исчезнувшие/возникшие города, топонимика, масштабы карт и еще вагон проблем к этой тележке. в общем, полная электрификация займет какое-то время :-)