?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Голландское издательство Glagoslav Publications выпустило перевод книги Дмитрия Глуховского Метро-2033, намолотив по таком делу даже целый - если не сайт, то подсайт - Metro-2033

[ Короткое отступление про издательство: оно совсем молодое, и маленькое; как я понимаю, это проект нескольких эмигрантов из Славянского Союза, которые пытаются издавать т.н. "славянских" авторов (Россия, Украина, Беларусь) и/или про "славянских" темы и события. Его кентравическое название - от желания  вместить в один флакон "глагол" и "славяне"; знакомый голландец сказал, что ничего кроме исковерканного Glasgow он там с разбега не видит, а если начинает всматриваться, то тут же Gulagoslav получается.  Мы как-то встречались с руководителем, там и не поняли, то ли это чистый pull, то ли какой-то нечистый push -  но в контексте этого постинга это неважно. ]

В контексте постинга важно, пожалуй, заметить, что я Солженицина Глуховского не читал, но осуждаю имею своих два цента с точки зрения профессионального футоролога.  Забавно, кстати, что про Глуховского и его книжку (-и даже) я впервые узнал из выступления Henry Jenkins-a, году этак в 2008м, да ещё в Ванкувере. Дженкинс (который, помимо всего прочего, занимался феноменом фанфиков, таких версий авторских текстов, создаваемых фанами) приводил пример Глуховского как "вот даже и до России докатился этот феномен". Причём приводил позитивно, что вот, мол, посмотрите как новое поколение писателей не только приветствует фанфики, но и активно строит свои бизнес-модели вокруг него (феномена), а старое (например, Роулинг), ничего в феномене не понимает и даже с ним борется.

Примерно в то же время я бегло просмотрел какие-то куски текста, найденные по всяким сетесекам; помню, что совершенно не впечатлился там ничем, всё было какое-то ходульное, вторичное и невкусное в смысле языка. Но самое удручающее было в том, что отовсюду лезла Москва примерно конца 1990х, как раз, когда мы оттуда уехали - какие-то "коммунисты", враждующие с "нацистами", Старые Профессора, сражающиеся с Новыми Бизнесменами итп.  Чё-то какое-то нафталиновое у него будущее, подумалось мне.

Единственным, что запомнилось, было метро - которое, на мой (недопрочитанный, повторю) взгляд, и является главным героем книги. Вот все эти бесконечные переходы под землёй от одной станции к другой - причём, станции-то все знакомые, там жил, тут учился - вот это всё было забавно. Роман-то, по сути дела, для москвичей only; даже, точнее, не для москвичей, а для понаехавших, у которых ещё свеж в памяти процесс открытия для себя этого огромного подземного мира. 

Короче, книгу я быстро забросил, и забыл. А тут вот перевод - в связи с которым я что-то такое по-быстрому освежил, почитал -  и про саму книгу, и про т.н. культ вокруг, но на уровне википедии, не больше. Похоже, прав был Дженкинс, фанфиковость там просто в самом центре всего; что здорово, конечно.

Но тут я представил себе среднего голландца, читающего эту книгу сейчас, в 2012 году (то есть примерно за год до Взрыва в книге, который в случается там в 2013). (Может быть, одного такого голландца мы и сами создадим, у нас есть знакомые, живо интересующиеся всем российским; подарим им книгу, спросим потом, как оно всё им показалось).

Так вот, в этой книге тогда под землю-то должно уйти то общество, которе сейчас в Москве живёт, circa 2012. Пост-рокировочное, пост-Болтное, пост-PussyRiot-ное, всё Поднимающееся С Колен и находящееся в самом, так сказать, эпицентре Православного Ренесанса.  Нетрудно догадаться, что всех этих нюансов в книге нет (хотя, может быть, есть в фанфиках уже, но я так далеко не изучал).  

Это к тому, что проще простого форекастить про 2030, а про 2050 вообще раз плюнуть. Но представить себе 2010-й год из 2005-го -  ужасно сложно, практически невозможно. Возможно только сейчас, задним числом, офигеть от того, как быстро и как сильно всё поменялось.  И даже после этого всё равно невозможно даже подумать, что в 2017м снова всё опять будет сильно-сильно другим - и непредсказуемо-другим. 

С другой стороны - пишите плохие фантастические книги, они нам всем потом очень пригодятся для бенчмаркинга!

 
 
 
 
 
 
меня тоже в книгах про будущее поражает эта нафталиновость - авторам кажется, что людей будет волновать в реальности им современное. Это как, помните, те картинки, как в 19-м веке представляли 2000-й год? Дамы в кринолинах и шляпках, затянутые в корсеты, верхом на велосипедах своего времени, которые просто по воздуху рассекают:)

Этот феномен я давно рассматриваю в приложении к внешнему виду героев исторических фильмов. Они часто-часто выглядят, как нужно было выглядеть в году создания, а не в 1812-м. И все потому, что человек хорошо видит историчность других времен, но про свое - слепнет и ему кажется, что это не сиюминутность, а "просто-волосы", "просто-велосипеды", "просто-еда" - то есть что-то совершенно нейтральное, без признаков времени, generic. Надо поэтому усилием воли брать все, что в романе кажется "нормальным" и незаметным и обязательно переделывать:)
В Star Wars все только и делают, что шмыгают по космосу туда-сюда на гипер-прекрасных звездолётах, при это все решаемые проблемы на уровне джймс-бондитизма середины 1970х. И "велосипедов" там тоже хватает, типа перезвозки через несколько галактик "посылки с письмом".

Хотя, точности ради надо отметить, что Лукас не замахивался на "будущее". In the Galaxy far, far away...
В этом плане (футуризма) мне нравится трилогия "Красный Марс, Зеленый Марс, Синий Марс". Там проблемы некоторые нездешние. А "Звездные Войны" - это мыльная опера. За что ее и любим.
Не читал, но выглядит интересно (на уровне вики-статьи, по-крайней мере). "Нездешние проблемы" - хорошее название, за ними всегда охотишься, да. Например, Алгебраист у Бэнкса - так-то трэш-трэшем, но вот описаны некоторые новые проблемы обществ, живущих на газовых планетах, типа Юпитера - и уж можно "многое простить".
О, а я уже целый месяц пишу фанфики с большим увлечением. Новое в моей жизни, вот.
Ждём стадии шеринга
Ты знаешь, мне как-то в последние месяцы... Типа, одного человека найду, с кем поделиться, и достаточно. Раньше с сотнями и тысячами хотелось, и побольше, побольше.

Я могу тебе показать, если хочешь картинки посмотреть, но там мыльная опера Rated M и никаких проблем интересней, чем древние греки придумали, совершенно нет.
никаких проблем интересней, чем древние греки придумали

хорошее описание инстанса (то есть)

Edited at 2012-08-28 12:02 am (UTC)
спасибо

я как раз работаю над Хорошими Описаниями (ТМ)

они должны быть, например, evocative

пока не начала в эту сторону смотреть, не осознавала, насколько аутистично звучу обычно