?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 



centralasian - нечастный, прямо скажем, посетитель синагог; точнее, посещение этой синагоги вообще было самым первым в моей жизни. "Этой" оказалась т.н. Голландская синагога в Антверпене (Hollandse Synagoge). Слева - её фасад, справа - фотография внутреннего зала. Подкатом - небольшой рассказ о том, как и почему всё это случилось.    




Мне случайно попала в руки небольшая листовка про "Европейский день еврейской культуры"; не знаю, как насчёт европейскости, в наших краях ничего про это не было слышно (хотя я думаю, что в Амстердаме или Роттердаме тоже могли проводиться какие-то мероприятия). Но эта листовка описывала события в Антверпене, и мы решили туда и попереться.




В Антверпене сейчас проживает одна из самых крупных еврейских общин в Европе. Причём она это там делает с незапамятных каких-то времён - существует страничка в википедии, вкратце описывающая все эти события (History of the Jews in Antwerp), но только на английском (точнее, есть и на иврите, и на голландском, но нет на русском).

В двух словах - евреи в Антверпене жили практически всегда  (ну, как минимум с 13 века), и всегда их существование было небеспроблемным, скажем так. Но при всех проблемах оно всё равно было, а в какие-то времена их деятельность даже оказывала довольно значительное влияние на экономику города (например, та же огранка алмазов и продажа бриллиантовых украшений, традиционно контролируемые евреями занятия; или ростовщическая деятельность в старину  - которая стала называться инвестиционным банкингом в наше время).  

(Когда я писал про картину Банкир и его Жена с Зеркалом - на которой с большой вероятностью именно Антверпен и изображён (в зеркале) -  я упоминал этот момент, но только вскользь, что нам сейчас трудно понять все обертоны смыслов, которыми оборачивались денежные отношения в а) Европе б) Средние века и в) в контексте сосуществования христианства и иудаизма в этом времени/месте).
 
И да, когда я пишу про "евреев в Антверпене", то имеются в виду (не только, но и) ортодоксальные евреи (мм, я не берусь описывать сейчас, к какому именно течению они принадлежат). Нам раньше казалось, что такие сценки можно только в Израиле увидеть:

 

Но нет, это Антверпен. В некоторых кварталах которого ортодоксальные евреи составляют большинство населения, и такие наряды кажутся странным только первые несколько минут, потом привыкаешь и начинаешь уже их считать нормой.




В программу Дня еврейской культуры входили походы вместе с гидом по "еврейским местам" города. Это звучало интересно, и мы решили присоединиться к одному из таких туров.  Точкой сбора был назван Монумент жертвам Холокоста, но его адрес был указан очень криво (типа, была названа только одна улица, без номера или указания перекрёстка), а сам монумент по названию не находился ни в одном справочнике. 

Поэтому я перед поездкой решил просмотреть местность на гуглокартах и, как мне показалось, нашёл таки этот монумент. Ниже - не фотография, а принтскрин, если вы найдёте это место, то там по-прежнему будет стоять на перекрёстке эта группка ортодоксальных евреев в своих милых шляпах.





На месте всё примерно так и оказалось (это уже фотография):





Мы пришли немного раньше, и группа была пока совсем маленькой, поэтому мы решили погулять по кварталу. 


Я попытался делать какие-то фотографии (даже не людей, а вывесок или просто архитектурных деталей):



Но внезапно отовсюду стали выбегать какие-то молодые люди (в шляпах), и кричать активно убеждать меня, что тут снимать ничего нельзя.  Я обычно в таких случаях лезу в бутылку, и начинаю качать права (официально запрещать съёмку может очень небольшое число людей в очень небольшом числе мест).  



Но тут я почему-то стух, подумав, может, я и действительно опять чего-нибудь разжигаю и возбуждаю, и мы быстро ушли.


В другом месте мы наткнулись на здание, которое тоже было как-то связано с иудаизмом (как мы поняли):



Но на нём не было никаких вывесок или табличек, и мы так и не поняли (тогда), что же это такое:



И снова, вдруг откуда-то появились "молодые люди в шляпах", и начали - не то, чтобы кричать, но как-то очень выразительно смотреть на нас.  Как-то вообще атмосфера стала "нагнетаться", машина полиции вдруг появилась и припарковалась неподалёку. Снимать как-то расхотелось.

Потом мы, кстати, выяснили, что это здание - главная синагога Антверпена, т.н. Great Synagogue Romi Goldmuntz (это тоже картинка с гуглокарт, и на ней тоже стоят полицейские).  Но здание зато ещё как новенькое.  Что-то с ним такое случилось ужасно, причём всего за год, что оно выглядит сейчас как руины.





Потом мы вернулись к монументу - но там по-прежнем было мало людей, даже ещё меньше, чем раньше, и тур всё не стартовал.  Тогда мы решили ещё немного погулять в округе... и наткнулись там вот на что:



В этот момент постинга у вас есть выбор - вы можете пойти Е4 и читать дальше, про синагогу (другую), которую мы таки посетили... 

... или же остановится на клетке Е3 (клик на картинку выше), а потом вернуться сюда и доходить дочитать; ну, или как-то вообще по-своему сыграть в эти классики.  


Е4

Короче, после нашей остановки на Е3 в маршрут по "еврейским местам" вместе с гидом мы не пошли, а пошли по городу сами, и в какой-то момент дошли таки до вот какой красоты:




(Это не моя фотография, я так красиво снимать не умею.)  Это та самая Голландская синагога, которую я упоминал в начале постинга. Она называется "Голландской", потому что основана евреями-мигрантами из Голландии; построена в самом конце 19 века, сильно разрушена во время бомбёжек Второй мировой войны, затем восстановлена, но в какой-то момент объявлена скорее памятником, чем синагогой (как мы поняли).   

То есть, она остаётся действующей, но службы в ней проводятся редко, только какие-то специальные (в определённые праздники), а в остальное время она закрыта (в том числе, и для туристов). То, что мы туда попали - большая удача, ещё и потому, что мне разрешили там внутри снимать (хотя и предупредили, что надо снимать "с уважением к месту"; но пояснять, что это значит, не стали).

Несколько снимков экстерьера - меня поразила близость к исламской архитектуре, и деталей, "и вообще":


















При этом тут же возникло понимание полного своего нубства - во всех этих символах я не понимаю ничо.  Вот эти вот все шары, круги, октагоны - это вообще что? Что тут просто "для красоты", а что своими символизмами уходит ко временам Моисеевым? (и бывает ли в жизни вообще что-то "просто для красоты"?)





В самой синагоге не было службы, а была женщина, которая группе посетителей вроде нас рассказывала про иудаизм "на пальцах" - про какие-то основные праздники, про местные еврейские обычаи, про свою семью, которая не была ортодоксальной, но всегда эти обычаи соблюдала. Про всякие мифы и предрассудки про евреев тоже. Всё это было ужасно всё интересно, не только даже сам рассказ, но и его обсуждение и вопросы, которая задавала публика.

Было видно, что это антверпенцы (не евреи) могут жить рядом с этой антверпенкой-еврейкой годами (веками?), и всё равно не знать про еврейскую культуру ничего. Хуже даже, чего-то такое знать, потом немного от себя додумать, сплетню услышать, перпелести это с какой-нибудь фигнёй из речей местного политика-популиста - и всё это сделать постепенно частью своей культуры, своего (не)понимания.  Интересно, кстати, что на той листовке (выше) нет живого лица - еврейство, иудаизм воспринимаются как набор каких-то абстрактных мемов, а не как жизнь конкретных людей.  

С другой стороны - а кто листовку-то издавал? 
 
Несколько "инсайдерских" снимков: 






Во время рассказа женщины я делал какие-то снимки (каждый раз поражаясь "восточности" и "исламскости" всего вокруг)





При очередной попытке снять потолок с меня свалилась кипа (о да! мне же выдали обязательную кипу - есть фотодокумент!), и как-то все на меня снова стали легко коситься, и своё фотографирование как-то замял.


Это потолок:










Я думал, кстати, что менора бывает только семиконечная, семисвечная - оказывается, 9-свечные тоже есть, но я так и не понял, почему она тут стояла - вроде бы они только для определённых праздников используются?





Короче, общие впечатления от всего этого самого положительные - как и предполагалось, не знаю и не понимаю я в этом ничего (что плохо), но хорошо то, что повернулось это всё какой-то осязаемо-человеческой стороной, поэтому возникает нормальное же, человеческое, желание разобраться и постараться понять больше.  

Сherish your noobness, 'cause it's a base of your levelling.  








 
 
 
 
 
 
Спасибо за отчет, очень интересно.

По поводу близости к исламской архитектуре — тогда много строили в неомавританском стиле, особенно синагоги. Было очень модно. В Википедии есть список.

Я подозреваю, что шары, круги, октагоны — это все элементы именно неомавританского стиля.

Вообще здание совершенно прекрасное, очень жаль, что почти всегда закрыто.
В будапештской синагоге плюс ко всему этому есть еще и орган. Причем не там, где бы быть органу в католических храмах - на хорах сзади, а непосредственно в (можно так сказать про синагогу?) алтарной части.
Я теперь не скажу точно (порылся и не нашёл фотографии это части), но там по-моему тоже был орган, только в задней, противоположной от алтаря части.