?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Короткий отчёт о выставке (как видно из картинки) Piero Giraldi в местном музее совриска.

Артист описывается как " pivotal figure in the birth of the movement that was to fundamentally change European art in the middle of 1960s", одновременно и рычаг, и точка опоры, который изменил всё в европейском искусстве. 

Забавно, что при этом - то есть, даже и после выставки уже - на википедии нет про него ничего; точнее, есть статья только на итальянском, но нет на английском (нынешний директор музея, Charles Esche - англичанин), ни на голландском (принимающая выставку страна, так сказать); ну и на русском нет, так что я не знаю, как его правильно обозвать - Пьер(о?)(Д)Жиральди ? 

Под словом  movement в цитате выше следует понимать arte povera (и он там есть в списке "отцов-основателей");  забавно, кстати, отметить, как сильно, и как быстро изменилось значение этого термина (точнее, как он понимается и преподносится сейчас). Когда тот же maratguelman пишет про многие выставляемые им работы, что они arte povera, переводя это как "бедное искусство" (и выставку так же называя, "Русское Бедное"), то это, мягко говоря... не то, чтобы продажа волка в овечье шкуре, а, скорее, трансформация этого самого бедного волка в какой-то беззубый банан, сконструированный по весьма латентным признакам. И это не в Марата огород камень, ему и без меня накидают, это общий такой сдвиг "мотива на цель", он и тут наблюдается в полный рост.  

Arte-povera превратилось чуть ли не в такой творческий кружок по лепке из подручных материалов - берёте веточки, листики, досточки, железочки поржавее, всё это как зафигачиваете само на себя - и вуаля, арте вам, по вере вашей.

В оригинале смыслом было не "бедное искусство", а искусство бедных - злых, рассерженных, протестующих людей. Можно взять "анти" и добавить его ко всему - анти-правительственно, анти-буржуазное, анти-религиозное, анти-моральное, анти-что-угодно - вот это и было arte povera.  И эстетика уже оттуда плясала - трудно выразить мощный анти-режимный протест утончённой каллиграфией, написанной беличьей кисточкой (я не говорю, что нельзя, но трудно). Легче взять молоток - и хрясть по стеклу! чтобы всё вдребезги! - и научить народ называть это новым акционизмом.

Но это я отвлёкся -

ближе к выставке



Артистов надо знать в лицо - вот Пьер в 1966 году, ему тут 24 года. 


 
Он родился и вырос в Турине, бедном (злом) индустриальном городе на севере Италии, и тут же начал делать свои первые арт-проекты - которым стали так называемые Tappeti natura ("Натурально, Ковры"). Это были такие огромные инсталляции из пенополиуретана (именуемого также поролон).   Они были, скажем так, яркие, красивые даже, но совершенно дурацкие, если разобраться.   На выставке показано несколько примеров:


Peperoni:Peppers (1968)


Granoturco caduto:Fallen mais (1967)


Некоторые были выполнены как "картины", другие действительно напоминали ковры - это фотография тех времён:







Вот тут можно оценить масштаб - и одновременно некоторые "качества экспириенса" (=experience qualities) 






Сейчас они напоминают большие игрушки ("которым место не в музее, а в игрушечном магазине"). Но в середине 1960х восприятие было другим - использование новых, высокотехнологичных (но, тем не менее, вполне доступных по цене материалов),  парадоксальное содержание - гипер-реалистичное изображение какбэ "природы" при помощи какбэ "анти-природы", шок для арт-истеблишмента, да и не только для них шок. 

Потом пошли всякие инсталляции и даже скульптуры:




Причём не обязательно на "растительную" тему:




Название этой трёхметровой бандуры из поролона - Домашний тотем ("камень" тоже поролоновый). 







Вот скульптура "Девушка с арбузом" вблизи:

 

Вот ещё вблизее:



 
 
Эта эстетика быстро завоевала "любовь народных масс", появилась даже мода в таком стиле:





И вообще, как это часто бывает с "протестным искусством", оно стало быстро как-то "обуржуазиваться", интерьеры уже какие-то стали делать, книжки писать про него, академично-саморефлексирующиеся; буэ.

Короче, Пьеро подался от этого всего отстоя в политику, во все формы левачества и протестных движений, которые там, в Италии, в 1970е, только были.   Часть из них, кстати, активно использовали ту самую "поролоновую эстетику":


  





Там такого радикально-протестного - целая стена:




Собственно, за этот радикализм-то, я думаю, его и вытащили в Vanabbe  (который всё борется и борется тут с "режимом"):  



Про этот левый и активистский период артиста пока не очень много известно; несмотря на то, что всё вроде бы давно было, уж 30-лет назад, но лучше пока говорить не всё.   В 1980-е он как бы "вернулся взад", в искусство (у него даже книжка вышла, "Из искусства в жизнь - и назад", или как-то так).  

После возвращения Гиларди стал заниматься более технологичными проектами, большими перформативными форматами, часто включающие зрителей как со-участников и со-авторов (co-creation, collaborative art и тому подобное). Сейчас он директор т.н. Castello di Rivoli в Турине, полу-музее - полу-институте - полу art-tank-e (от think-tank); но "танк" тут не случайно. 


Вот одна из недавних его работ, Ipogea:

 

 Это, типа, вулкан, из прорезиненной какой-то фигни; в него можно (нужно даже) залезть 




В прилагающемся описании вот что говорится:





Возвращаясь к началу постинга - народ ходил, на всё это смотрел и активно mooi-л (mooi - голландское nice, beautiful, мило; так мы описываем реакции местных "бабушек" (это не обязательно возрастное), которые что бы им не показывали (в том числе -самое радикальное из радикальнейшего), всё равно оценивают всё по шкале "мило - очень мило":





Во время закрытия открытия выставки был также исполнен танцевально-музыкальный перформанс: 




Перформанс был исполнен девушкой, одетой в костюм "как бы аллюзию" на работы Гиларди - вот работа (фрагмент):



А вот костюм девушки:



У меня есть какие-то видео куски этого действия, может, соберу их в какой-то один штук. 


ЗЫ: Оказывается, он там и сам был на выставке! А я как-то пропустил этот момент, его не было во время всех речёвок. 


Piero Gilardi and with Diana Franssen in Vanabbe Museum, by Peter Cox




 
 
 
 
 
 
Он Джиларди. А Турин - чуть не самый богатый итальянский город, хотя и традиционно индустриальный.
У нас знакомый есть из Турина, в принципе не из самой бедной семьи - он обычно устаёт плеваться на город к концу разговора, какой он весь неблагополучный, социально-раздербаненный, криминальный и вообще без будущего. Он сбежал оттуда, рад, что живёт в Голландии.

Это к вопросу о критериях оценки; наверное, по какому-нибудь GDP на голову он будет на голову выше многих других голландских городов.
Качество жизни и богатство не всегда совпадают, особенно в индустриальных городах.