?

Log in

No account? Create an account
Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 


Как говорят в таких случаях, чтоб два раза не вставать; я буквально вчера рассказывал про одно крышесносное зеркало этого мастера (и там же можно прочитать немного и про самого художника).  Вот ещё одна его работа, пусть и не прямо относящаяся к "зеркальным рассказам", но всё же и не так далеко от них отстоящая.

Я писал уже, довольно пространно (при этом, как мне кажется, всё равно сумбурно и непонятно) про связь зеркала и щита - началось всё с зеркала щита Марса, потом я вообще поговорил про щиты, потом ещё, потом я всё никак не мог остановиться, и ещё чего-то написал, в том числе и про Св. Георгиев, Арх. Михаилов и прочих Персеев.

И вот, имея в виду весь этот щитозеркальный контекст, данная картина тоже очень интересна.  



Судя по всему, она, картина эта, тоже была не самостоятельным произведением, а частью алтаря, заказанного для церкви Университета Саламанки (художник перебрался туда после смерти королевы Изабеллы в 1504 году), предположительно законченного не позднее 150 года.  В отличие от прошлой панели, эта - довольно большая работа, почти метр на метр размером (и, например, высота "зеркальной" части щита - почти 25 см, то есть, больше, чем вся панель с Христом и зеркалом).  Содержательно она про Архангела Михаила, всё разящего своего змея, а так же про Св.Франциска, всё принимающего свои стигматы (на сайте музея немного написано про всё это).  

Картина является примером уже "поздне-испанского" периода творчества Хуана Фламандского и больше похожа на работы его испанских современников, чем на "родных" для него фламандцев.  Это выражается и менее детальных мазках, и в менее контрастных (зато более помпезных) цветовых решениях, и в более эмоциональных и мягких, почти женственных выражениях лиц. Например, на севере Архангел Михаил традиционно изображается в латах и с мечом, тогда как на этой картинке в своей белой робе и с копьём/посохом он похож, скорее, на утончённого эльфа.   


 

У меня нет возможность рассмотреть поближе зеркало-щит (панель находится всё в том же Metropolitan Museum, послал запрос, может, дадут что-нибудь побольше); а пока вот какая репродукция:  



(*)

Как и в случае с "Зеркалом Христа", данное зеркало - конвексное. Не очень понятно, что в нём отражается - должен бы быть дракон, но его плохо видно, зато видна какие-то линии, и свет (неба?), и ещё что-то тёмное над этим светом.  Вертикальные линии могут означать и колонны, но могут быть и просто фирменным приёмом изображения изогнутого стекла.


Чиста функциональна использование зеркала (хрупкого) на щите (предназначенном отражать удары) не очень понятно - только если вы не идёте с боем на Медузу-Горгону (ну, или если всё это только игра красивых метафор).

Всё тот же неутомимый i_shmaelпривозил как-то из Испании красивого Архангела Михаила со щитом-зеркалом:



Про эту работу неизвестно ничего - ни кто её написал, ни когда, ни зачем;  можно отметить сходство лица архангела на обеих работах (хотя тут Михаил при полном параде в латах). И в этом щите-зеркале тоже отражается кусочек какого-то неба.

Так получилось, что весь этот Хуан Фламандский попал мне под руку как раз в тот момент, когда я писал очередную "зеркальную историю" как раз со щитами; поэтому я пока больше не буду тут щитозеркальных примеров приводить, а завистуюсь на будущее.   

Но просто до кучи, и продолжая теперь уже архангельскую линию, покажу ещё одну работу того же мастера, его Благовещение (1510).




Какое она имеет отношение к зеркалам, спросите вы? Мм, практически никакого; это совсем уже далёкий отскок, в сторону квазизеркальных объектов, которые изображали на своих работах старые мастера, и в которых тоже можно иногда разглядеть какие-то отражения.  

Одним из классов таких объектов являются всякие драгоценности - кулоны, броши, кольца итп. В данном случае, я не могу сказать наверняка, но есть подозрение, что на этой работе мы можем найти как минимум три таких артефакта:

 


Очень хочется добыть копию в сто раз больше (гугль арт проджект, где ты был?), но до этого хотя бы узнать, где вообще эта работа находится; пока у меня только завалявшийся на просторах сети случайный файл.

Но как бы то ни было, а ещё один рассказ из серии 


 
 
ПРО ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ

(*)

добавка

Я не стану менять основной текст, но тут mindszentyоткрыл способ смотреть картинки на сайте музея в очень большом разрешении, и вот что там обнаружилось:




И даже и ещё крупнее можно посмотреть, вплоть до



(и можно ещё кликнуть на ссылку). Интересно, что никакой дракон-то в "зеркале-щите" не отражается.  А мог бы, не так уж часто они в зеркала попадают. 



Всё тот же тут mindszentyнашёл там в комментах (References) версии, что мы видим как бы Ад, а вертикальные линии - части решётки его Ворот.  Мне это кажется высокой лирикой; хотел бы я посмотреть на дизайны решёток того времени, а ещё - на дизайны больших конвексных зеркал. Вполне возможно, они делались с такими насечками, или же при выдувке образовывались подобные "складки", которые становились заметными при боковом освещении. 



 
 
 
 
 
 
Мне кажется, что у ангела не зеркало в щите, а дыра. И белое - это видно одеяние, а не отражение. Вертикальные линии - каркас центральной части щита или что-то такое.
Да, а в верхней части - это он пятно на робу посадил, и пытается прикрыться; ан нет, "всё видно!"
Это просто тень на изгибе - гамма такая же.
Хотя, пригляделся - может, это и небо с деревьями. Нда, без нормального изображения не понять.
Нашлись, кстати, "нормальные изображения"; я добавил их в конце постинга.
о, круто! Действительно, небо, тучи дома и ещё что-то.
ты гений и я тебя люблю!!!!

я уже десять лет пишу один стих про зеркала

и там чего-то сильно не хватало

теперь я поняла, чего - фразы "разящие зеркала"!
< pro blush> aye! </ pro blush>

инспирируйтесь на здоровье!

Edited at 2012-10-15 10:57 am (UTC)
А я сегодня видел и сфотографировал мозаику с зеркалом! Выложу на след. неделе.
Фото - в студию, distributed research - в жизнь! В соавтора пойдёшь?
Voilà. Нарцисс, любующийся на своё отражение. Мозаика с римской виллы возле Orbe.

IMG_1581
хаха, эк же они водичку подровняли!

Спасибо, отличная находка!
Ага :-)
Вот тут лучше видно. По-моему, там крепостная стена и туча над ней. Что за вертикальные линии, впрочем, всё равно непонятно.
Там же, в разделе References, пишут мнения, что в щите отражается ад, а вертикальные линии — это решётка его врат.
О, супер! Я проглядел там эту фичу, полный экран! То есть, знал, но снова забыл; спасибо!

Вертикальные линии могут быть его способом показать конвексность, изогнутость стекла.

Про "ад" всякий может написать; я могу ещё с десяток таких версий накидать (и ты ещё другой добавишь)
Точно! А что если в зеркале отражается будущее?
Готем-сити после ядерного взрыва, например...)
Да, я про подобное думал, там же явно многоэтажки :)
А может быть дракон не отражается
в зеркале, как призрачное (но могущее
тем не менее причинить вред) существо... :-)
Как не отражаются в зеркале привидение
или вампир... :-)
Да, это интересный заход.
:-)
Я не уверен, но мне кажется что с зеркалом можно ходить не только на горгону, но и на василиска.
На него ж тоже напрямую смотреть нельзя.
Мне кажется линии - это грани. Не знаю насколько это соотносится с технологией. Но это может быть не стекло, а полосы отполированного металла, например, а линии это швы.